ВЦСПС
Всесоюзный центральный научно-исследовательский
институт охраны труда
МИНЗДРАВ СССР
Центральный найучно-исследовательский институт
санитарного просвещения


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ВЫПУСКУ
ПЛАКАТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
И УКРЕПЛЕНИЮ
ЗДОРОВЬЯ РАБОТАЮЩИХ





Москва — 1985


УДК 658.386.012 (075.5)



В Методических рекомендациях изложены требования к порядку разработки и согласования плакатов по охране труда и здоровья работающих, а также к их содержанию, композиции, изображению и тексту.

Методические рекомендации предназначены для художников, работников ЦК профсоюзов, министрерств, издательств, домов санитарного просвещения и других организаций, принимающих участие в создании плакатов.



Составители: Н.В.Мариненко, И.Т.Касьянова, Н.В.Лернер, Н.В.Фейгина (ВЦНИИОТ ВЦСПС), Р.З.Позднякова, Л.В.Лебедева, Н.Л.Ананьина (ЦНИИСП Министерства здравоохранения СССР).


УТВЕРЖДАЮ:   УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий Отделом охраны
труда ВЦСПС
А.П. Семенов
26 ноября 1984 г.
  Начальник Главного санитарно-
эпидемиологического управления
Министерства здравоохранения
СССР
В.Е. Ковшило
15 ноября 1984 г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Плакаты по охране труда и здоровья работающих, являющиеся одним из самых распространенных средств пропаганды, способствуют формированию безопасного поведения на производстве и в быту. В нашей стране ежегодно издается около 1500 плакатов по охране труда и укреплению здоровья работающих общим тиражом более 30 млн. экземпляров.

Плакат как средство массовой информации должен обладать следующими свойствами: актуальностью тематики, новизной информации, эмоциональностью ее изложения, оригинальностью решения темы, интенсивностью и контрастностью цветов и др. Однако часть выпускаемых плакатов имеет низкое не только художественное и техническое, но и «психологическое» качество, т.е. такое качество, которое обеспечивает их эмоциональное воздействие и практическую действенность, способность мобилизовать работающих на действия, отвечающие требованиям безопасности.

Настоящие рекомендации не регламентируют художественно-графические к творческие приемы оформления плакатов, которые решаются в каждом конкретном случае художником самостоятельно или совместно с издательством, учитывая возможности полиграфического исполнения. Методические рекомендации распространяются на такие параметры плаката, как тематика, содержание, художественная форма изображения и текст плакатов. В них даются эмпирические и научно обоснованные требования к плакатам с целью обеспечения наибольшей эффективности воздействия их на работающих. В рекомендациях устанавливаются требования к порядку разработки и согласования плакатов по охране труда.

Наиболее полное определение плаката дано в отраслевом стандарте Госкомиздата СССР ОСТ 29.28.78 «Плакаты. Полиграфическое оформление. Общие технические требования»: «Плакат является произведением печатной графики, изображение и текст которого выражают его общую идею. Плакат является одним из основных видов наглядной агитации и пропаганды, информации, рекламы, инструктажа или обучения. Как полиграфическое издание плакат представляет собой листовое издание, отпечатанное, как правило, на одной стороне печатного листа, удобное для расклейки; предназначен для экспонирования в помещениях и на улицах. Шрифтовые афиши, таблицы, диаграммы, не являющиеся произведением графического искусства, но выполняющие сходные с плакатами задачи, относятся также к плакатам».

Основное назначение плаката по охране труда и здоровья работающих — сформировать у человека правильную оценку опасных и вредных производственных ситуаций путем информационного и эмоционального воздействия, сориентировать его поведение в нужном направлении, способствовать формированию умений и навыков безопасной работы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛАКАТОВ

В процессе работы по проектированию и выпуску плакатов следует учитывать их основные виды и характерные особенности, С этой целью ниже приведены классификации плакатов по безопасности труда и охране здоровья работающих:

по назначению:
учебные — плакаты, содержащие сведения по вопросам охраны труда, носящие учебный характер; применяются при обучении работающих, учащихся и студентов вопросам охраны труда; их цель — представление учебного материала в наглядном виде для облегчения его усвоения;
инструктивные — плакаты, предписывающие отдельные нормы и правила безопасности или запрещающие опасные приемы работы; их цель — сформировать у работающих готовность к выполнению отдельных правил и норм охраны труда;
агитационно-пропагандистские — плакаты, призывающие к безопасному поведению, пропагандирующие лередовой опыт в области охраны труда; их цель — сформировать у работающих общую установку на безопасное поведение и положительное отношение к вопросам охраны труда;
информационные — плакаты, содержащие сведения различного рода по вопросам охраны труда (о дровеаении мероприятий по охране труда, о работе службы охраны труда, об издании новых книг по охране труда и т.д.);

по широте использования:
общие (межотраслевого и многоотраслевого применения) — плакаты, которые могут быть использованы в ряде отраслей народного хозяйства;
специфические (отраслевого применения) — плакаты, которые предполагается использовать только в какой-либо одной отрасли народного хозяйства;

по количеству плакатов, связанных одной тематикой:
единичные — тематика отражена в одном плакате; серийные — тематика отражена в серии плакатов;

по художественному оформлению:
шрифтовые — плакаты, содержащие в основном текст (с изображением или без изображения);
изобразительные — плакаты, содержащие в основном изображение (с текстом или без текста); среди них различают: рисованные, фотографические, фотомонтажные, типогрфические;

по степени детализации:
детализированные — изображение подробное, с деталями; как правило, изображаются не только необходимые объекты, но и фон;
обобщенные — детали в изображении отсутствуют, изображены только необходимые объекты в обобщенном виде;

по изобразительному решению:
реалистические — плакаты с конкретным, близким к жизни изображением;
пиктографические — плакаты, на которых человек и другие объекты изображены с помощью пиктограммы;
символические — плакаты, на которых основное место занимает изображение-символ;
карикатурные — плакаты, где основное место занимает изображение человека в карикатурном виде;

по тональности:
нейтральные — плакаты сообщают о чем-либо, констатируют определенные факты;
драматические — акцент в плакатах делается на изображении опасной ситуации, момента несчастного случая или его последствий;
сатирические, юмористические — плакаты, где в изображении отдельных объектов или ситуации в целом присутствуют сатира, юмор;

по количеству красок:
однокрасочные;
двухкрасочные;
трехкрасочные;
четырехкрасочные и более;

по размеру:
в 1/16 долю стандартного листа (микроплакаты);
в 1/8 долю стандартного листа (микроплакаты);
в 1/4 долю стандартного листа;
в 1/2 долю стандартного листа;
в один стандартный лист;
в два и более стандартных листа;

по тиражам:
многотиражные (более 50000 экз.);
средней тиражности (10 000-50 000 экз.);
малотиражные (1 000-10 000 экз.);
микротиражные (50-1000 экз.).

Приведенные классификации помогут разработчикам плакатов по охране труда быстро и легко выделить желаемые характеристики будущего плаката на самых ранних этапах его проектирования.

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И СОГЛАСОВАНИЯ ПЛАКАТОВ

Работа по проектированию плакатов по охране труда начинается с планирования тематики и тиражей плакатов (таблица).

В соответствии с Постановлением Секретариата ВЦСПС и Комитета по печати при Совете Министров СССР от 21 мая 1970 г. «О мерах по дальнейшему улучшению выпуска плакатов по технике безопасности» центральные комитеты профсоюзов совместно с министерствами должны представлять отраслевым научно-техническим издательствам до 1 июля каждого года тематику плакатов по охране труда и принимать участие в составлении издательствами тематических планов выпуска плакатов по охране труда на пятилетку и на год.

Планирование тематики и тиражей плакатов должно быть научно и практически обосновано с тем, чтобы обеспечить в достаточном количестве выпуск плакатов актуальной тематики и исключить дублирование тем в плакатах. При разработке тематического плана следует опираться на анализ:
технических и санитарно-гигиенических условий труда на предприятиях отрасли (с выделением потенциальных опасностей и вредностей);
профессиональной и страховой заболеваемости работающих;
травматизма, который предполагает систематическое изучение причин несчастных случаев на отраслевом уровне;
планируемого изменения технического оборудования и технологических процессов на предприятиях отрасли;
профессионального состава лиц, работающих на предприятиях отрасли, особенно травмированных.

Таблица

Порядок согласования и утверждения плакатов
    на различных этапах проектирования

Этапы
проектирования
Разрабатывает Согласует Утверждает
Составление тематических планов выпуска плакатов на пятилетку и на год Отдел охраны труда министерства и ЦК профсоюзов, издательства Редакционный совет издательства Главная редакция научно-технической литературы Госкомиздата СССР или республиканских госкомиздатов
Составление разработки Автор плаката Зав. плакатной редакцией, художественный и научный редакторы Отдела охраны труда ЦК профсоюзов или ВЦСПС
Разработка эскиза Художник Зав. плакатной редакцией, художественный и научный редакторы, автор плаката Редакционно-художественный совет
Создание оригинала Художник Отделы охраны труда ЦК профсоюзов или ВЦСПС Редакционно-художественный совет

Готовые тематические планы выпуска плакатов по охране труда рассматриваются и согласовываются в Редакционном совете издательства, а затем утверждаются Главной редакцией научно-технической литературы Госкомиздата СССР (республиканские издательства утверждают тематические планы в госкомиздатах соответствующих республик).

На основе этих планок издательствам следует ежегодно выпускать иллюстрированные или аннотированные проспекты издания плакатов по охране труда и рассылать ах вместе с бланками заказов министерствам, центральным, республиканским, краевым и областным комитетам и советам профсоюзов и книготоргам.

Начальный этап проектирования отдельного плаката или серии плакатов - составление разработки на Этот плакат или серию. Для проведения этой работы издательства по рекомендации служб охраны труда министерства и ЦК профсоюза подбирают автора плаката или серии плакатов из числа наиболее квалифицированных специалистов по охране труда министерства, ЦК профсоюза, НИИ или предприятий соответствующей отрасли народного хозяйства.

На каждый плакат или серию плакатов автор составляет разработку, которая должна содержать:
а — название темы;
б — количество плакатов в серии (если разрабатывается серия плакатов);
в — определение назначения и конкретной задачи плаката. Здесь следует указать, является ли плакат учебным, инструктивным, агитационно-пропагандистским или информационным.
В соответствии с назначением определяется и конкретная задача плаката, например, убедить рабочего в необходимости выполнения определенного правила безопасности труда, или показать, как правильно должен выполняться тот или иной прием безопасной работы и т.п. Необходимость указания назначения и конкретной задачи плаката диктуется тем, что эти характеристики определяют и его содержание, и подход к художественному оформлению, и особенности текста, а также служат одним из критериев при оценке плаката и позволяют определить место его использования;
г — указание адресата плаката (указать профессию, по возможности пол, возраст, образование) и отрасли (или отраслей), в которой предполагается использовать плакат (серию плакатов). Бывают плакаты самого общего содержания, например: «Береги спецодежду», большинство же плакатов обращены к конкретной профессиональной группе работающих какой-либо одной отрасли или нескольких отраслей. Исследования показали, что плакат всегда приобретает, большую действенность в тех случаях, когда он как можно точнее обращается к определенному кругу лиц (по полу, возрасту, профессии, образованию). Поэтому в разработке следует указывать, для какой группы работающих предназначен плакат, чтобы обеспечить принцип дифференцированности в пропаганде. Для этого автор должен определить профессиональную группу, которой адресован плакат и ознакомиться с социально-демографической структурой этой группы работающих в определенной отрасли (если плакат отраслевой) или в ряде отраслей (если плакат межотраслевой): процентным соотношением мужчин и женщин, молодежи и лиц старшего возраста, лиц с незаконченным и законченным средним и средним специальным образованием. Точное указание той социально-демографической группы, которой адресуется плакат, поможет художнику учесть особенности этой группы в процессе работы над эскизом.
Следует заметить, что степень точности адресата плаката зависит от предполагаемой широты использования и тиража плаката: чем больше широта использования и тираж плаката, тем менее применим в этом случае принцип дифференцированного подхода;
д — название (текст) плаката;
е — описание ситуации (содержание изображения).

При работе над текстом плаката и содержанием изображения автору следует учитывать рекомендации, приведенные ниже в настоящих Методических рекомендациях.

Разработку на плакат (серию плакатов) автор согласовывает с заведующим плакатной редакцией, художественным и научным, редакторами и утверждает в отделе охраны труда соответствующего ЦК профсоюза или ВЦСПС.

Автор должен подготовить также к передать в плакатную редакцию иллюстративные и справочные материалы, которые могут потребоваться для разработки эскиза: чертежи, фотоснимки производственного оборудования и рабочих мест, справочники и другую специальную литературу.

Задача художника — творчески воплотить в эскизе предложенное автором в разработке решение темы. Для этого художник должен подробно ознакомиться с разработкой на плакат и необходимыми справочными и иллюстративными материалами, консультироваться с автором или другими специалистами по охране труда. Если тема плаката является для художника новой, желательно посетить какое-нибудь предприятие гю рекомендации технического консультанта, где он может сделать необходимые зарисовки. Это поможет избежать возможных неточностей в изображении производственной обстановки.

На следующем этапе проектирования разработанный художником эскиз плаката рассматривается заведующим плакатной редакцией, художественным и научным редакторами совместно с автором плаката. Одобренные плакатной редакцией эскизы обсуждаются затем на редакционно-художественном совете издательства. В состав редакционно-художественных советов должны быть включены представители издательства, художники-плакатисты и представители служб охраны труда министерств и ЦК профсоюзов. При обсуждении эскиза каждый член редакционно-художественного совета оценивает его с точки зрения своей специальности. Художественные редакторы и художники оценивают эскиз плаката с художественной точки зрения, и их мнение является решающим при определении художественно-эстетических качеств представленного эскиза. Специалисты по охране труда оценивают эскиз с точки зрения его соответствия нормам и правилам охраны труда и целевому назначению. После обсуждения эскиза в Редакционно-художественном совете автор и художник при необходимости дорабатывают его, учитывая замечания членов Редакционно-художественного совета.

Следующий этап проектирования плаката — создание оригинала плаката, который должен удовлетворять требованиям, изложенным в ОСТ 29.28-78-Оригиналы плаката выполняются художником на основе утвержденного Редакционно-художественным советом эскиза плаката. Кроме того, все отраслевые плакаты должны согласовываться с соответствующими ЦК профсоюзов, а межотраслевые — с Отделом охраны труда ВЦСПС.

В целях повышения эффективности плакатов службам охраны труда министерств и ЦК профсоюзов совместно с издательствами рекомендуется проводить 1-2 раза в год выборочную оценку оригиналов или изданных плакатов теми группами рабочих, которым адресуются плакаты. Это необходимо для того, чтобы при создании плакатов можно было учесть особенности восприятия и художественных вкусов той категории работающих, которой плакат предназначается. Для разработки методики и процедуры оценки можно привлечь психологов, социологов и других специалистов, работающих в аппаратах министерств, отраслевых НИИ или непосредственно на предприятиях. Активное участие рабочих в оценке оригиналов плакатов позволит исключить выпуск плакатов, которые отклоняются большинством рабочих, как не привлекающие внимания, непонятные, не вызывающие эмоций, и в значительной мере гарантировать высокое качество издаваемых плакатов.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПЛАКАТА

Одним из основных условий действенности плаката является актуальность тематики, ее социально-значимый характер, злободневность, важность для предполагаемой аудитории. Тема плаката должна раскрываться через знакомые человеку содержательные образы, для создания которых следует использовать правдивые и типичные жизненные факты и ситуации.

Следует учитывать, что инструктивные и агитационно-пропагандистские плакаты в отличие от учебных не предназначены для подробного изучения, передачи обширной информации. Они используются как средство, в задачи которого входит: привлечь внимание - возбудить интерес к предмету сообщения — заставить задуматься и дать оценку полученной информации — активизировать соответствующие установки, готовность к действию в желаемом для автора направлении.

В плакате должна быть четко выражена основная идея,, т.е. главная мысль, которая связывает воедино все элементы плаката. Основная идея должка быть конкретна и выражена таким образом, чтобы исключить многозначное, не соответствующее замыслу автора ее понимание. При определении основной идеи следует учитывать социально-психологические факторы и главным образом мотивы поведения людей. Так, например, раскрывая тему снижения уровня травматизма и профессиональных заболеваний, можно сформулировать основную идею, учитывая такие мотивы, как сохранение здоровья, повышение производительности труда, борьба за звание «Лучший по профессии», семейное благополучие и др.

Четкая формулировка основной идеи еще на этапе подготовки к созданию плаката — важнейшее условие эффективной работы художника и автора плаката.

Содержание (тема и идея) конкретного плаката может быть решена в различных типах сюжета.

По способу воплощения идеи выделяются три основных типа сюжета:

1. Положительный сюжет.

В его основе лежит факт, образ или действие, которые по замыслу автора и в соответствии с социальными нормами должны вызвать к себе положительное отношение. Упор в таких плакатах делается на общественную и индивидуальную значимость и необходимость пропагандируемого действия. Тема имеет, как правило, оптимистическое, мажорное «звучание».

2. Отрицательный сюжет.

Строится ча показе в реалистической или метафорической форме отрицательного факта, неправильного поведения и часто его последствий. Такие образы воздействуют на зрителя через пробуждение негативного отношения к изображаемому, через осознание опасных последствий несоблюдения тех или иных норм и правил. Тема звучит драматически или сатирически.

3. Двойной сюжет.

Строится на показе двух действий: положительного и отрицательного, или их последствий. Основная идея выражается в противопоставлении положительного и отрицательного действий или фактов. Тема характеризуется напряженностью и динамичностью.

Выбор того или иного типа сюжета зависит от темы плаката и может варьироваться в зависимости от социально-демографических характеристик предполагаемой аудитории плаката,

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТУ ПЛАКАТА

Плакат — средство пропаганды и обучения, поэтому текст в нем одновременно выполняет две функции: коммуникативную (функцию сообщения) и экспрессивную (функцию воздействия). В связи с этим важнейшими требованиями, определяющими эффективность текста плаката, являются его доходчивость и выразительность.

1. Доходчивость текста зависит от его кратности, степени легкости лексико-синтаксической структуры, смысловой точности употребляемых слов и выражений, связи текста и изображения в выражении идеи плаката:

а — краткость текста — одно из условий его быстрого восприятия и запоминания. Известно, что человеком оптимально воспринимается и запоминается 7 (+/- 2) слов. Следует учитывать, что текст легче запоминается в виде краткого призывного лозунга, например: «После работы — под душ», «Осторожно: переезд». Наиболее доходчив текст, ритмически построенный, поэтому тексты, основанные на употреблении пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, отрывков из популярных песен и известных стихов в прямом или перефразированном виде, запоминаются и воспроизводятся наиболее легко. Например: «Не в бровь, а в глаз ... попадает стружка, если на Вас нет защитных очков». Плакат не должен быть перегружен словами, не несущими конкретной смысловой нагрузки. Например, в тексте: «Береги свою спецодежду» — слово «свою» лишнее, так как нельзя беречь одежду другого;

б — лексико-синтаксическая структура. В текстах, обращенных к массовой аудитории, следует избегать употребления узко специальной терминологии, оборотов официально-делового характера, а также фраз, состоящих из слов родительного падежа или из нескольких однородных членов предложения. Например: «Долг каждого рабочего человека — строгое соблюдение правил техники безопасности». Часть существительных в такого рода предложениях нужно заменять глаголами, которые делают текст более динамичным.
Текст плаката лучше давать в утвердительной форме, поскольку призывы в отрицательной форме (с употреблением отрицания «не») психологически вызывают у человека противодействие.
Текст плаката должен быть конкретным, целенаправленным, поэтому такие общие слова, как «запрещается», «необходимо», «опасно» и т.п., которые можно с одинаковой вероятностью отнести к различным темам, являются малоконкретными, не несут ценной информации. Лучше употреблять в тексте плаката не безличную («Запрещается оставаться в кабине при погрузочне-разгрузочдых работах»), а личную форму обращения («Водитель! Выходи из кабины при погрузочно-разгрузочных работах»).
Текст плаката может быть разнообразен по синтаксической структуре: побуждение с использованием повелительного наклонения глагола или пропуском его («Соблюдайте осторожность на стройке», «На работе — ни капли спиртного»); вопросительная форма (чаще риторический вопрос, например: «Куришь?»); суждения в повествовательной форме (например: «Днем видит только сова», «Он тоже ездил ночью»); цитаты, афоризмы, пословицы. Во всех случаях при построении текста надо стремиться к возможному облегчению его синтаксической структуры, не употреблять сложные предложения, причастные и деепричастные обороты. Следует учитывать, что наиболее доходчив текст, приближенный к разговорной речи. Однако в нем недопустимо употреблять просторечные слова и выражения.
Эффективны также неполные предложения с пропуском глагола, смысл которого понятен из контекста («С баллоном — как с ребенком», «Прыжок — травма»); при этом на плакате должно быть изображено последствие опасного действия;

в — смысловая точность. Большое значение в тексте имеет смысловая, точность употребления слов и выражений, литературная грамотность речи. т.е. отсутствие в тексте стилистических ошибок, а также слов и выражений, которые могут быть поняты двусмысленно. Например, плакат с лозунгом: «Надевай противогаз в чистом воздухе» — толкуется двусмысленно: незачем надевать противогаз, если воздух чистый. Это происходит потому, что текст не содержит указания на адресат данного сообщения, которым являются газоспасатели.
Автор текста должен ясно представлять себе значение употребляемого слова. Например, в плакате «Травматизм — спутник пьянства» слово «спутник» (т.е. что-то сопутствующее чему-то) употреблено правильно, а в плакате «Пьянство — спутник травматизма» — неверно. Следовало бы написать: «Пьянство — основная причина травматизма» или «Пьянство приводит к травматизму»;

г — смысловая связь изображения и текста. Доходчивость текста плаката значительно снижается, если нет смысловой связи между текстом и изображением. Говоря о смысловой связи изображения и текста, следует иметь в виду, что она вовсе не обязательно обеспечивается полным совпадением заключенной в них информации. Информационная нагрузка на текст и изображение может варьироваться. Но основная мысль плаката должна быть выражена в смысловом единстве текста и изображения. Это особенно необходимо, когда и текст» и изображение решены образно. Так, например, текст плаката «Пьянство — преступление против здоровья» построен на использовании метафоры («преступление против здоровья»). Рисунок к этому тексту также метафоричен: на черном фоне изображен ящик с водкой, над ним — тюремное окно. Здесь хорошо выражен образ преступления, однако, никакой связи со здоровьем образ не вызывает. К этому плакату более подходит текст о том, что пьянство ведет к преступлениям.

2. Выразительность плакатного текста обеспечивается эмоциональностью его окраски и активным употреблением изобразительно-выразительных средств языка:

а — эмоциональность может создаваться с помощью употребления эмоционально окрашенной лексики (слова типа «хорошо», «плохо» , «полезный», «вредный», «опасный»). Рекомендуется применять такое эффективное средство повышения эмоциональности текста, как ссылка на авторитетные источники информации, престижность пропагандируемого явления или образа жизни и др.;

б — изобразительно-выразительные средства языка обязательно должны применяться в тексте плаката.
Можно использовать эпитеты, метафоры, сравнения, гиперболы и др., но в связи с массовостью аудитории их следует применять с осторожностью.
Большие экспрессивно-выразительные возможности заключаются в синтаксисе, который предусматривает возможность различных способов синтаксического выделения наиболее важных слов в предложении, а также придания всей фразе динамичности.

Большой выразительностью обладает инверсия — изменение обычного порядка слов, при котором главный смысловой элемент выносится на первое или последнее место в предложении («Хочешь бросить пить — посмотри на пьяного»).

Можно использовать прием параллелизма — одинаковое синтаксическое построение двух предложений или двух частей одного предложения. В этих случаях одновременно с параллелизмом часто используется анафора — повторение одного и того же слова в начале двух или нескольких отрезков речи («Научился сам — научи другого») или антитеза — противопоставление отдельных понятий («Минимум затрат — максимум эффекта»).

Для повышения эмоциональности и выразительности высказывания можно с успехом использовать восклицательные и вопросительные предложения, особенно риторические вопросы.

Большой динамикой обладают эллиптические предложения, которые характеризуются пропуском какого-либо слова, не обязательного для понимания смысла фразы. Например: «После работы — душ», «Стой — опасная зона» (слова «принимайте», «впереди» здесь сами собой разумеются).

Можно рекомендовать использовать также неполные предложения, которые представляют собой придаточную часть сложноподчиненного предложения и начинаются со слов: «если», «когда», «чтобы» — в том случае, если созданный в плакате образ достаточно выразительно рекомендует, что делать в том или ином случае. Например, «Если Вы работаете на высоте...» — рисунок на этом плакате показывает необходимость регулярного осмотра врачом.

Тексту плаката более всего противопоказан назидательный тон, поэтому плохо воспринимаются побудительные предложения, особенно, если используются глаголы второго лица единственного числа с отрицанием («Не ходи», «Не делай» и т.п.).

При разработке текста плаката автор должен стремиться к созданию ощущения непосредственного, личностно-направленного общения, чего можно достичь использованием различных форм обращения. Обращение выражается, как правило, при помощи местоимения «Вы» (вежливая форма обращения ко второму лицу единственного числа) или местоимения «ты» (такая форма воспринимается человеком как обращение к нему лично). Нельзя также забывать об эффективности обращения к той группе, к которой адресуется плакат. Обращение — действенное средство повышения внимания («Каменщик! Осторожно: свежая кладка!»). Можно использовать в плакате и косвенные формы обращения. Например: «Настоящий строитель никогда не придет на стройку пьяный», «Хороший рабочий никогда не забывает о чистоте рабочего места». Обращение может быть усилено путем замены местоимения «Вы» местоимением «Я». В этом случае текст пишется от лица того, кто соблюдает необходимые нормы поведения: «Мое рабочее место — всегда в чистоте и порядке».

Нельзя забывать и о больших выразительных возможностях пунктуации. Знаки препинания в плакате обычно выполняют сигнальную функцию: они привлекают внимание к тексту. Умело употребленная пунктуация способна повысить выразительность и усилить динамизм фразы. Особенно большие возможности в этом отношении имеет тире. С помощью этого знака можно передавать различные оттенки мысли и сконцентрировать внимание на тех частях высказывания, которые этого требуют. Тире следует обязательно использовать в неполных и эллиптических предложениях: «Травматизм — спутник неосторожности», «Активный отдых — в спортзале».

Не меньшими выразительными возможностями обладает восклицательный знак, который может ставиться не только в конце восклицательных, но и в конце побудительных предложений, а также после обращений. Таким образом могут сосуществовать варианты: «Не стой под грузом» и «Не стой под грузом!» или «Доярки, следите за чистотой рук» и «Доярки! Следите за чистотой рук». Нетрудно заметить, что вторые варианты звучат более призывно. Особенно следует подчеркнуть эмоциональный характер употребления восклицательного знака в тех предложениях, которые содержат указания на полезность выполнения рекомендаций. Например: «Активный отдых — залог долголетия!».

Авторы и редакторы должны постоянно стремиться к поиску таких языковых средств, которые обеспечат доходчивость и выразительность текста плаката.

ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОЗИЦИИ ПЛАКАТА

Основой изобразительного решения плаката является композиция. Задача автора и художника при построении композиции — найти такое соединение изобразительных, цветовых и шрифтовых элементов в единое целое, которое позволило бы наглядно выявить смысловой центр композиции, а также создать ощущение уравновешенности и гармонии элементов.

Основные типы изобразительных композиций

Известно несколько типов композиции, простейшим из них является ритмическое построение в ряд, при котором отдельные элементы выстраиваются через неравные интервалы, что дает возможность акцентировать внимание на главном смысловом элементе. При симметричной композиции необходимо осуществить расстановку элементов вокруг оси симметрии. Асимметричная композиция характеризуется такой расстановкой элементов, при которой взгляд человека проходит по сложной кривой, что обусловливает эффект выразительности плаката. Принцип радиально-симметричной группировки используется в тех вариантах композиции, где центр изображения находится не в середине плоскости, а в правом или левом верхнем углу.

В композициях плакатов, сюжет которых построен на противопоставлении положительного и отрицательного, используется принцип равновесия, при котором отдельные части плаката, разделенные осью симметрии, неодинаковы по изображению, но занимают на плакатном листе одинаковую площадь.

Выделение смыслового центра композиции

Необходимо строить композицию так, чтобы ее центром был тот элемент, на который следует обратить внимание (смысловой центр композиции). Центральный по смыслу элемент должен быть выделен размером, цветом, формой, фоном или же сочетанием этих приемов. Все элементы композиции необходимо разместить на плакате так, чтобы они так или иначе «стремились» к смысловому центру, притягивали взгляд человека к нему.

При изобразительной композиции с двумя или несколькими элементами один всегда должен быть главным, а другие — дополнительными, при этом необходимо сохранять единство всего построения. Изолированность элементов может привести к раздвоенности внимания.

Как один из методов концентрации внимания можно с успехом применять принцип изменения пропорций. В этом случае отдельные детали выделяются увеличением или уменьшением реальных пропорций, необычностью ракурса, размытостью изображения и др.

Создание гармонии элементов в плакате

Однако при всей важности выделения смыслового центра композиции, нельзя забывать и о том, что все элементы должны группироваться вокруг него и создавать ощущение уравновешенности и гармонии.

При конструировании плаката для соблюдения гармонии следует учитывать некоторые законы зрительного восприятия. Восприятие веса элементов композиции зависит от их местоположения на плакатном листе. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, зрительно воспринимается как более легкий, чем элемент, находящийся ближе к какому-либо краю плаката. Элемент в верхней части композиции кажется тяжелее того, который помещен внизу.

Интенсивность цветового тона окраски единичного элемента также влияет на его субъективное восприятие: чем ярче окрашен элемент, тем белее объемным он кажется и тем больше пространства требуется для восстановления равновесия его пропорций с другими элементами.

При конструировании плаката следует учитывать форму плакатного листа. Так, при удлиненном формате листа элементы и линии должны иметь вертикальную направленность. Тогда взгляд зрителя полностью пройдет через лист. Горизонтальная же ориентация только разделит лист на несколько самостоятельных частей и (если это не сделано по какой-либо причине намеренно) никак не будет гармонировать с общим решением. При горизонтальном формате хорошим проводником взгляда зрителя по листу служат горизонтальные линии.

Шрифтовые композиции

Шрифтовые плакатные композиции должны быть тесно связаны с изобразительным решением плаката и смыслом текста. Композиционно шрифт располагается на плакате либо симметрично, либо асимметрично. Симметричная композиция характеризуется зеркальной расположенностью текста относительно вертикальной оси симметрии, что производит впечатление уравновешенности, устойчивости. Подобная композиция рекомендуется для текстов спокойного информационного характера. В асимметричной композиции равновесие создается за счет соразмерности отличающихся друг от друга графических элементов, не связанных осями симметрии. Такая композиция производит впечатление живости, подвижности. Она может быть целесообразно использована в текстах динамичных, призывного содержания.

Следует учитывать также, что восприятие текста, расположенного у краев листа, требует больших усилий, чем текста, расположенного к центру плаката. Поэтому желательно оставлять края плаката чистыми. Соотношение полей и текста по величине может варьироваться, но, как правило, ширина полей немного превосходит высоту букв. Не следует допускать чрезмерного заполнения площади плакатного листа текстом в ущерб изображению. В подобных случаях изображение переходит в иллюстрацию к тексту, между тем как в плакате должно доминировать изображение.

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗОБРАЖЕНИЮ ПЛАКАТА

Ведущая роль в плакате принадлежит изобразительным средствам, которые в плакате служат не только для передачи сообщения, но прежде всего для создания художественного образа, воплощающего основную идею.

Требования к образу

В плакате образ не только имеет эстетическое значение, но и отражает пропагандируемое явление, вызывает определенные чувства, которые могут в нужном направлении повлиять на поведение зрителя. Поэтому образ должен быть выразительным и запоминающимся, иметь четкие характерные признаки изображаемого объекта. Необходимо также, чтобы он вызывал социально-желательную оценку пропагандируемого явления или действия.

Приемы создания образа

Образ может создаваться различными приемами: реалистический или абстрактный рисунок, символ, пиктограмма, коллаж и др. Но во всех случаях поиск новых художественных решений, оригинальная образная трактовка темы — это главные требования, которые предъявляются к плакату.

Одним из средств привлечения внимания к плакату являются фотографии, так как они нагляднее, реалистичнее, документальнее убеждают в достоверности изображаемого.

Большой выразительности можно достичь с помощью символических образов, которые более лаконичны и обобщены. В то же время нельзя забывать, что в символическом решении образа плаката есть и некоторая опасность отрыва от жизни. Слишком частое использование однообразных символов, если они к тому же дополнены стандартными фразами, приводит к тому, что символ разрушается, превращается в штамп. Это снижает эмоциональное воздействие и тем самым эффективность плаката. Символы, метафоры, аллегории не должны носить и слишком ярко выраженный индивидуально-авторский характер, так как в случае большой индивидуализированности символа однозначная интерпретация образа, а через него и содержания плаката, не будет достигнута, и плакат может оказаться непонятным для массовой аудитории.

Форма образа

При создании образа нельзя забывать и о психологическом воздействии формы. Известно, что законченные формы и замкнутые линии (круг, квадрат, прямоугольник, эллипс и т.д.) создают впечатление удовлетворенности, завершенности, а незаконченные — человек автоматически «дорисовывает». В сознании при этом у него остается чувство неудовлетворенности, беспокойства, тревоги.

Хуже всего воспринимаются фантастические формы, не вызывающие привычных ассоциаций. То же относится и к линиям. Со спокойствием, ясностью ассоциируются у людей прямые горизонтальные и вертикальные линии. Диагональные вызывают ассоциации с движением (вверх и вниз). Тонкие и изогнутые линии ассоциируются с изяществом, гибкостью, непринужденностью, толстые — с тяжеловесностью, массивностью.

Замечено, что изображения людей и животных на 23% больше привлекают внимание к плакату, чем изображения неодушевленных предметов, а при восприятии изображения человека обращается внимание на выражение лица. Эти данные следует учитывать при поиске средств выразительности.

В плакате сочетания объемных и плоскостных элементов воспринимаются как недостоверные, поэтому их нужно избегать.

ТРЕБОВАНИЯ К ШРИФТУ ПЛАКАТА

Большое значение имеет графическое оформление шрифта в плакате. Начертание буквы в силу закономерностей нашего восприятия обладает эмоциональностью и образностью. Органически связанный с содержанием текста шрифт на плакате является одним из изобразительно-выразительных средств.

При выборе шрифта необходимо обратить особое внимание на его четкость, удобочитаемость, выразительность, а также на соотношение цвета шрифта и фона:

а — четкость и удобочитаемость шрифта подразумевают быструю узнаваемость букв и достаточно оправданную простоту их графики.
Для выбора оптимального шрифта следует учитывать имеющиеся классификации шрифтов. По способу воспроизведения различают шрифты наборные, рисованные и декоративные; по плотности — широкие (соотношение ширины к высоте равно 1:1), нормальные (указанное соотношение — 3:4 или 4:5), узкие или плотные (соотношение — 1:2); по контрастности — светлые (соотношение толщины штриха и внутри-буквенного просвета равно 1:4-6), полужирные (1:2) и жирные (1:1); по наклону — прямые и курсивные.
Используя различные варианты плотности и толщины букв, следует помнить, что сверхширокие и сверхузкие, а также сверхжирные и сверхсветлые начертания букв затрудняют чтение. Известно, что с большого расстояния лучше читаются шрифты, состоящие из прямых линий и острых углов. Обладают хорошей видимостью знаки с соотношением высоты к ширине 1:1 и толщины к высоте 1:5. Следует иметь в виду, что зрительное впечатление насыщенности шрифта может изменяться в зависимости от расстояния между буквами: чем больше это расстояние, тем светлее кажется шрифт. Оптимальным расстоянием между буквами в плакате считается расстояние, равное половине вредней ширины буквы. Если этот просвет увеличить, то слово имеет тенденцию распадаться. Чрезмерная близость букв также мешает восприятию слов. Однако для короткой надписи прием сближения букв вполне пригоден, так как придает строке выразительность. Расстояние между словами ибычно равняется ширине буквы.
На удобство восприятия оказывает влияние контраст основных и дополнительных штрихов. В шрифтах, где вертикальные и горизонтальные штрихи равны, горизонтальные всегда кажутся толще, что придает шрифту некоторое «беспокойство», «неуравновешенность». Умеренный контраст штрихов создает хорошие условия для быстрого чтения. В длинном тексте слишком сложный контраст штрихов утомляет зрение, в коротком же, — напротив, способен облегчить чтение (при трафаретном варианте в этом случае штрихи вообще можно не делать).
На удобочитаемость также влияет характер засечек и концевых элементов штриха. Для чтения с большого расстояния рекомендуется использовать буквы с засечками, поскольку шрифты без засечек начинают в этих условиях расплываться. Желательно также, чтобы наклон букв к линии строки составлял не менее 75-80 градусов.
Удобочитаемость в большой мере зависит от начертания букв. Так, если сравнить три начертания буквы «К» , легко заметить, что наилучшей различимостью обладает начертание первой буквы, а две другие с дальнего расстояния можно принять за «Н». Поэтому необходимо следить за тем, чтобы форма каждой буквы сочетала простоту графики с максимальной читаемостью.
Размер шрифта должен подбираться с учетом того, что среднее расстояние считывания плаката — 2-4 м. Наименьшая высота шрифта, читающегося с этого расстояния, — 12-16 мм;

б — выразительность шрифта. Следует иметь в виду, что шрифт обладает и большими выразительными возможностями. Это позволяет в ряде случаев обыграть тему текста в шрифте, т.е. связать шрифт с изображением и текстом плаката. В зависимости от содержания плаката шрифт может быть спокойным или напряженным, статичным или динамичным, строгим или веселым, монументальным или декоративным, может иметь исторические и национальные черты.
В ряде случаев можно найти удачное решение, используя рисованные шрифты. Так, например, на плакате по антиалкогольной тематике слово «алкоголь» было нарисовано волнистыми буквами, а на плакате о вреде вибрации было использовано горизонтальное смещение контуров букв. Эти примеры показывают, как тема плаката может быть удачно обыграна с помощью шрифта. Однако использование столь сложных приемов для написания всего текста затруднило бы его прочтение. Их целесообразно применять, когда текст требует выделения отдельных ключевых слов. Для этой же цели можно использовать и шрифты разной окраски;

в — цветовое решение шрифта. В качестве критериев удачного колористического решения шрифта можно назвать следующие:
цвет шрифта и цвет фона должны обеспечивать четкое и удобное восприятие текста; общее цветовое решение шрифта должно соответствовать эмоциональному выражению и раскрытию темы плаката.

Не рекомендуется употреблять на одном плакате более двух видов шрифтов и цветов, причем выбранные шрифты должны быть близки по стилю. Наилучшее для восприятия цветовое решение является тонально-контрастным: светлое на темном или темное на светлом. При использовании контрастных цветов следует учитывать, что интенсивного цвета должно быть меньше, чем более «спокойного». Для решения вопроса об удачном цветовом сочетании шрифта и фона можно руководствоваться следующими данными о наилучшей различимости и читаемости шрифтов на цветовых фонах (при одинаковой интенсивности цветов):
черный - на желтом, белый - на красном,
зеленый - на белом, белый - на зеленом,
красный - на белом, белый - на черном,
синий - на белом, красный - на желтом,
белый - на синем, зеленый - на красном,
черный - на белом, красный - на зеленом.
желтый - на черном,  

В дополнение к изложенным рекомендациям при выборе шрифта следует руководствоваться ОСТ 29.28-78.

ЦВЕТОВОЕ РЕШЕНИЕ ПЛАКАТА

Повышение художественного уровня и эффективности воздействия всех средств наглядной пропаганды, в том числе и плакатов по охране труда, в значительной мере зависит от их гармоничного цветового решения.

Разнообразная цветовая палитра, тональность и насыщенность цвета, — все, что касается цветового решения при создании плакатов, — требуют от художника большого вкуса и учета физического и психологического воздействия цвета на человека.

Основные характеристики цвета

Правильному обращению с цветом помогает понимание его цветовых характеристик:
цветовой тон — основная характеристика цвета, определяемая длиной волны, соответствующей преобладающему монохроматическому излучению. Монохроматические (основные) цвета: красный, зеленый, желтый и другие цвета одинаковой яркости — различаются как раз по своему цветовому тону. Для каждого цветового тона существует дополнительный цветовой тон. Дополнительные цветовые тока (к красному — сине-зеленый; к оранжевому — зелено-синий; к желтому — синий; к желто-зеленому — фиолетовый и т.д.) расположены примерно на противоположных концах диаметров цветового круга;
светлота — степень близости к белому цвету;
насыщенность — степень заметности цветового тона, показатель, пропорциональный степени отличия цвета от серого равной светлоты;
оттенки — промежуточные состояния основных цветов.

Психологические особенности восприятия цвета

Для того чтобы найти наиболее оптимальное цветовое решение плаката, необходимо знать психологические особенности восприятия цвета и цветовых сочетаний.

Путем наблюдения и экспериментов установлено, что цвет оказывает определенное воздействие на эмоциональную сферу человека, может возбуждать и успокаивать, угнетать и радовать. Действие цвета вызывает у человека ряд ассоциаций. Так, например, оранжевый цвет ассоциируется с представлением о пламени и вызывает ощущение тепла;: голубой цвет напоминает о небе, море, льде и невольно вызывает ощущение холода. Теплые цвета (красный, оранжевый, желтый) действуют на человека возбуждающе, холодные (зеленый, голубой, синий), — наоборот, успокаивают; фиолетовый цвет подавляет настроение, вызывает чувство печали; черный и темно-серый цвета в большом количестве действуют угнетающе. Однако в небольшом количестве черный цвет очень полезен, так как по закону контраста усиливает яркость и воздействие цвета, с которым сопоставлен. Красный цвет имеет стимулирующее действие, активно воздействует 'на зрителя, сразу бросается в глаза, поэтому он предпочтителен как акцент для выделения композиционного центра в колористической композиции плаката. Соподчиненные элементы композиции плаката также могут иметь вкрапления красного цвета или его оттенков. Количество красного и черного цвета должно соотноситься так, чтобы не создавать траурного впечатления.

Следует заметить, что воздействие цвета тем сильнее, чем больше его насыщенность, человек не проявляет эмоций к цветам неярким, тусклым.

Также нужно помнить, что цвета ассоциируются у человека с определенным представлением о весе. Элементы композиции, окрашенные в теплые и насыщенные цвета, воспринимаются более тяжелыми, чем имеющие холодный и светлый тон.

В плакате мы имеем дело не с одним цветом, а с цветовыми отношениями. Психологическое воздействие цвета зависит от того, как цвета расположены один в отношении другого. В зависимости от того или иного сочетания, от той или иной цветовой композиции, цвет может быть усилен, ослаблен или вообще нейтрализован, хотя по своим физическим характеристикам он практически не изменяется. Так, например, в присутствии дополнительного сине-зеленого цвета красный приобретает предельную выразительность, в сочетании с желтым он становится «кричащим» и воспринимается более темным, на синем — красный цвет приобретает теплый оранжевый оттенок, на черном - все цвета кажутся яснее, на белом — глуше. Светлые цвета, например желтый, на белом фоне мало заметны, на черном же — наоборот. Поэтому в художественной практике необходимо учитывать способность цвета приобретать совершенно различный характер и менять свои качества в зависимости от окружения, в котором он находится.

Требования к цветовой композиции плаката

Цветовая композиция плаката отличается от цветового строя других видов изобразительного искусства. Правильно подобранные цвета должны действовать как сигнал, привлекающий внимание человека. Цветовая композиция плаката рассчитана на мгновенное воздействие, поэтому нет ничего более неприемлемого для плаката, чем «серость».

При выполнении плаката должна решаться определенная цветовая задача. Если ее нет, то сочетание даже самых ярких красок может привести к тому, что при восприятии с расстояния они сольются в сероватые тона. В плакате всегда должен быть ведущий цвет, в соответствии с которым строятся все остальные, входящие в плакат цвета. Причем в плакате не должно быть чрезмерного количества цветов, рекомендуется использовать не более четырех.

Гармонию цветового решения можно считать достигнутой D ТОМ случае, когда цветовое решение отвечает чувству эстетического удовлетворения, способствует эмоциональному выражению и раскрытию содержания, основной идеи плаката; цвет шрифта и цвет фона обеспечивает быстрое и четкое восприятие текста плаката.

Плакатная графика должна строиться на применении контрастов. При выборе цветового решения художники должны добиваться максимального контраста между фоном и изображением. Это достигается использованием либо дополнительных и разных по насыщенности цветов, либо сочетаний ахроматического и хроматического цветов для обеспечения мгновенности зрительного восприятия плаката.

Нужно следить за тем, чтобы цветовые контрасты не привели к раздробленности отдельных элементов композиции плаката. Наиболее удачными композициями на темном фоне следует считать те, в которых основные части текста и изображения выполнены в полутонах, а главный смысловой элемент сделан более светлым или белым, резко контрастирующим с основным тоном.

Необходимо учитывать, что различимость цветов убывает по следующей шкале:
желтый - на черном, белый - на красном,
белый - на синем, красный - на желтом,
черный - на оранжевом, зеленый - на белом,
оранжевый - на черном, оранжевый - на белом,
черный - на белом, красный - на зеленом.

Выбирая то или иное сочетание цветов желательно учитывать характер освещения (естественное или искусственное). Если плакаты выполнены в расчете только на дневное освещение, они будут по-другому восприниматься в вечернее время или могут оказаться совсем «слепыми».

ПОКАЗАТЕЛИ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПЛАКАТОВ

Разработка плакатов должна проводиться с учетом требований, которые дали бы возможность еше до массового выпуска плаката определить степень эффективности его воздействия.

Предлагаемая в настоящих рекомендациях методика оценки качества плакатов представляет собой систематизированную совокупность показателей с их развернутой характеристикой (Приложение 1).

В Приложении 1 перечислены основные требования к плакатам, изложенные в компактном, сгруппированном виде, что дает возможность экспертным комиссиям и художественным советам более объективно подходить к оценке плакатов.

Для определения качества плаката применяется метод экспертных сценок людьми, которые занимаются выпуском плакатной Продукции.

Процедура оценки проходит следующим образом: эксперты получают анкеты (Приложение 2) и в них проставляют оценки данномуплакату по трехбалльной системе (1 — данное свойство в плакате не выражено; 2 — затрудняюсь ответить; 3 — выражено хорошо) или по пятибалльной (1 — совсем не выражено; 2 — выражено слабо; 3 — трудно сказать; 4 — выражено; 5 — очень выражено).

Затем производится подсчет по формуле

формула расчета качества плаката

Полученное значение П(К) является показателем качества данного плаката. Если это значение больше 1/2, то плакат следует признать качественным и рекомендовать к массовому выпуску. Если оно меньше 1/2, то плакат некачественный и решение о его доработке или снятии должно приниматься особо, например голосованием.

Использование метода экспертных оценок при определении качества плакатов позволит снизить субъективность и недостоверность оценок.

Приложение 1

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПЛАКАТА

Показатель Характеристика
Актуальность тематики своевременность сообщения;
степень новизны информации с учетом социально-демографических и социально-психологических особенностей реципиентов
Адресность (социальный адресат) степень соответствия содержания и формы изложения информации социально-демографическим и социально-психологическим особенностям реципиентов
Выраженность основной идеи направленность всех элементов плаката на выражение основной идеи;
отсутствие второстепенной информации, не связанной с раскрытием основной идеи
Убедительность содержания наличие правдивых и типичных жизненных фактов и ситуаций;
использование точных, поддающихся проверке положений, фактов, цифрового материала; отсутствие смысловых неточностей и фактов, вызывающих сомнение или неоднозначное толкование;
наличие ассоциативных элементов, подтверждающих основную идею и аргументацию; наличие эмоциональных элементов
Доходчивость формы изложения отсутствие в тексте двусмысленных выражений и стилистических ошибок;
легкость структуры текста (небольшой объем предложений, отсутствие сложных предложений и т.д.);
смысловое соответствие изображения и текста;
отсутствие труднопонимаемых и абстрактных иллюстративных элементов
Выразительность формы изложения и изображения выразительность образного решения (композиция текста, рисунка, цвета, шрифта и др.);
наличие средств и приемов, привлекающих внимание (оригинальность, выразительность, использование образных средств, яркое цветовое пятно, выразительные шрифты и их расположение и др.);
наличие элементов, повышающих запоминаемость (новизна, разнообразные формы повтора и т.д.)
Современность и профессиональность образного решения соответствие образного решения современному уровню;
наличие единообразных, стилевых и композиционных приемов в графическом, цветовом, языковом решениях материала
Оригинальность решения темы отличие от аналогов в графическом, текстовом, композиционном и сюжетном решениях материала
Наглядность знаковых элементов четкость изображения буквенных, цифровых, графических знаков;
выделение в тексте (курсивом, цветом, шрифтом и др.) основных мыслей сообщения;
соотношение яркости фона и знаков с учетом удобства считывания;
соотношение цвета фона и знаков с учетом удобства считывания

Приложение 2

ОБРАЗЕЦ АНКЕТЫ

Показатель   Балл  
Актуальность сообщения  
Адресность  
Выраженность основной идеи  
Убедительность содержания  
Доходчивость формы изложения  
Выразительность формы изложения и изображения  
Современность и профессиональность образного решения  
Оригинальность решения темы  
Наглядность знаковых элементов  

ЛИТЕРАТУРА

1. Арнхейм А. Искусство и визуальное восприятие. - М., 1974.

2. Батов В.И,, Мариненко Н.В. Наглядная пропаганда в области охраны труда (зарубежный опыт). - В кн.: Комплексные проблемы охраны труда: Сб. науч. работ ин-тов охраны труда ВЦСПС. М.: Профиздат, 1979.

3. Быков В.В. Вопросы композиции в агитационно-оформительском искусстве. - М., 1981.

4. Вайсфельд И., Михайлов А. Плакатно-картинная агитация на путях перестройки. - М.-Л.: ИЗО ГШ, 1932.

5. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. - М.: Изд-во МГУ, 1973.

6. Волков П.И. Восприятие предмета и рисунка. - М., 1950.

7. Малинская Н.Н., Позднякова Р.З. Изучение воздействия санитарно-просветительских материалов. - Сов. здравоохранение, 1983, № 3.

8. Малинская Н.Н., Позднякова Р.З., Лебедева Л.В. Показатели оценки качества санитарно-просветительных материалов. - Сов.здраво-охранение, 1984, № 8.

9. Мариненко Н.В. Эффективность плакатов по охране труда. М.: ВЦНИИОТ ВШПС, 1981. - (Обзор, информация; Вып.2).

10. Методические рекомендации по применению плакатов по охране труда на предприятиях. - М.: ВЦНИИОТ ВЦСПС, 1980.

11. Методические рекомендации по организации пропаганды в области охраны труда. - М.: ВЦНИИОТ ВЦСПС, 1982.

12. ОСТ 29.28-78. Плакаты. Полиграфическое оформление. Общие технические требования,

13. ОСТ 46.1.0.117-81. ССБТ. Плакаты по безопасности труда на сельскохозяйственных работах. Виды, содержание, форма.

14. Рейтынбарг Д.И. Плакат по безопасности труда в СССР и за рубежом: Труды и материалы Гос. науч. ин-та охраны труда НКТ, НКЗ и ВСНХ СССР.-М.; Л.: ОГИЗ, 1931.

15. Рейтынбарг Д.И О восприятии плаката. - Вопросы психологии, 1961, № 1.

16. Розенталь Д.Э., Кохтев И.И. Язык рекламных текстов. - М.: Высш. школа, 1981.

17. Рощин С.К. Психологические проблемы наглядной агитации. - Психологический журн., 1983, т. 4, № 1.

18. Смирнов С.И. Шрифт и шрифтовой плакат. - М.: Плакат,1978.

19. Соловьев С.П., Астрова Т.Е. Цвет в интерьерах общеобразовательных школ. - М.: Стройиздат, 1973.

20. Фрейберг Л., Цирулис А. Как мы работаем с плакатом. - М., 1983.

21. Фрилинг Г., Ayэр К. Человек - цвет - пространство. - М.: Стройиздат, 1973.

22. Цойгнер Герхард. Учение о цвете. - М.: Стройиздат, 1971.

23. Шрифт в наглядной агитации: (методические советы художникам-оформителям). - М.: Плакат, 1983.

 
<< другие пособия по истории агитации


   Яндекс цитирования       Rambler's Top100