ХУДОЖНИК И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ АГИТАЦИЯ

К. Рождественский,
секретарь Правления
Союза художников СССР

Когда мы воскрешаем в памяти героические дни Октябрьской революции и первые революционные годы, перед нашим мысленным взором невольно предстает картина великого торжества народных масс и море кумача, лозунгов, знамен, ярких панно, художественно утверждающих революционный энтузиазм народа.

Ныне эта революционная эмоциональность участвует во всех формах художественного творчества. Все виды советского изобразительного искусства служат утверждению коммунистических идеалов и тем самым являются художественной формой пропаганды наших идей, нашего мировоззрения, нашего образа жизни.

В современном понимании наглядная агитация — это образная пропаганда политики партии средствами тех видов изобразительного искусства, которые по своей природе мобильны и способны быстро откликаться на текущие события.

Художник — помощник партии. Это высокая традиция советского искусства. Вспомним Маяковского, Черемныха. Моора, Дейнеку и других художников, которые с первых дней революции своим вдохновенным творчеством утверждали победу нового общественного строя. Вспомним «Окна ТАСС», агитплакаты суровых лет Отечественной войны, когда лучшие художники и поэты в тесном творческом единении, захваченные волнующими событиями времени, создавали действенные произведения наглядной агитации. И сейчас для художников нет более ответственной задачи как своим творчеством участвовать в созидательной работе партии и народа.

За последние годы советскими художниками сделаны немалые усилия, чтобы добиться повышения идейно-художественного уровня наглядной агитации. Подготовка к празднованию и празднование 50-летия Великого Октября, 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, полувекового юбилея Советского Союза, 30-летия Дня Победы показали, что достигнут известный профессиональный художественный уровень наглядной агитации, улучшилось ее качество. Это свидетельствует о своевременности и актуальности мер, предпринятых за последнее время Центральным Комитетом КПСС по дальнейшему совершенствованию наглядной агитации, повышению ее роли в коммунистическом воспитании трудящихся.

Активизировалась деятельность в этой области и Союза художников СССР. Союз художников проводит большую работу на крупнейших стройках девятой пятилетки.

Современное предприятие, стройка, колхоз являются ареной той созидательной деятельности, поприщем, где раскрываются творческие способности человека, его дарования, представляют собой ту жизненную среду, в которой формируется новый человек, его нравственные, эстетические качества, отношение к труду и товарищам, сознание личной причастности к великим свершениям нашего времени. Именно сюда, к людям труда, должно прийти подлинно действенное искусство.

Необходимо уяснить, что все виды и формы наглядной агитации участвуют в формировании зрительной и идейно-политической среды современного города, поселка, стройки.

Художники и архитекторы призваны эстетически организовать эту среду. «Надо, — говорил Владимир Ильич, — чтобы и улица воспитывала широкие массы, приобщая их к культуре, а для этого и улицы должны быть красивые и нарядные»1.

Наглядная агитация обращается не только к разуму, но и к чувствам, и к эмоциям человека. Задача ее, используя силу слова и изображения, вызвать в человеке желание действовать.

Поэт и художник, каждый своими средствами, но объединенные одним замыслом, идеей, создают мощные, эмоционально действующие произведения.

Примером органического единства, когда в порыве мысли и чувства создается синтез изобразительного и поэтического образа, могут служить произведения наглядной агитации, созданные в содружестве известными художниками, поэтами и архитекторами. Поучительно — в первые годы революции в наглядной агитации работали действительно крупнейшие художественные силы страны: художники Кустодиев, Герасимов, Дейнека; архитекторы Руднев, братья Веснины, Колли; поэты Маяковский, Демьян Бедный, Жаров, Лебедев-Кумач и другие. В тесном творческом единении были созданы произведения огромной мобилизующей силы. Они и сегодня представляют собой образцы агитационно-изобразительного искусства.

Если подобной выразительной силы не достигают многие современные плакаты и другие виды наглядной агитации, то происходит это прежде всего потому, что у значительной части художников укоренилось отношение к работе в области наглядной агитации, как к низшему жанру художественной деятельности. В результате большое искусство наглядной агитации нередко становится уделом неквалифицированных художников.

Сегодня мы чаще всего встречаемся с простейшим иллюстрированием, т. е. самой элементарной формой повторения содержания в изобразительной форме. Поэтому на плакатах, транспарантах, на огромных щитах действуют одни и те же персонажи — мужчины и женщины. Они только переодеваются в строителей БАМа, солдат, комбайнеров, космонавтов. Это происходит потому, что художественное раскрытие содержания нередко заменяется шаблонным изобразительным комментарием. Разъяснять в образной форме, увеличивая идеологическую мощь, может только творческая личность, а не простой исполнитель. Ослабление авторской роли художника неизбежно порождает стереотип, шаблон, который не возбуждает работу памяти, не способен вызвать резонанс в чувстве и интеллекте зрителя.

Выход из такого положения — в постоянной системе конкурсов мастеров, способных привлечь к работе в наглядной агитации ведущих графиков, живописцев, скульпторов, художников театра, оформительского искусства. Нужны периодически проводимые публичные конкурсы плакатов, стендов, установок. В агитационном искусстве именно массовый зритель является окончательным судьей. И надо наряду с этим активно изучать действенность используемых средств наглядной агитации.

Необходимо думать также о принципиально новых решениях наглядной агитации. Потребность в них вызвана увеличившимися во много раз отвлекающими восприятие зрительными элементами современной жизни (разноцветность улицы, новый масштаб зданий, густота потоков людей и транспорта), неизмеримо возросшей общей культурой советских людей и тем, что человек ныне получает через кино, телевидение, светорекламу огромный поток зрительной информации. В этих условиях эффективные когда-то художественные приемы «захвата» внимания зрителя недостаточны. Чтобы пробиться через перегруженность его зрительной памяти, нужны новые, мощные звуко-световые средства.

Время диктует и требует новое, синтезированное агитационное искусство, в равной степени владеющее изображением, цветом, светом, звуком, кино-и телевизионными средствами, динамикой, в равной степени использующее и все другие технические приемы.

Необходимо создавать на площадях городов и поселков пространственные, динамические агитационные установки-конструкции, в которых живой голос и кинокадры о деятельности конкретных людей данного города или предприятия, телевизионные экраны давали бы возможность одновременного восприятия происходящего в данном конкретном месте, повышали бы благодаря этому действенность наглядной агитации.

Поиски эффективного использования современных технических средств в наглядной агитации ведутся повсеместно. Но они носят пока разрозненный характер. Настало время ввести здесь систему, создать образцы такого синтезированного агитационного искусства. Результаты быстрее обнаружат себя там, где будет налажено тесное сотрудничество методистов-пропагандистов, художников, поэтов, инженеров, киномастеров и архитекторов.

Поскольку наглядная агитация является частью современной пространственной среды, проектирование ее на конкретном объекте нельзя вести изолированно от художественного решения окружающего пространства. Генеральные планы организации наглядной агитации на предприятии должны как минимум включать благоустройство и упорядочение всей территории. В строящихся городах, поселках, предприятиях надо одновременно с генеральным планом развития города создавать и генеральные перспективные планы наглядной агитации, рассчитанные ка конкретные пространства данного города, в соответствии с индивидуальными характеристиками его районов и предприятий и рассчитанные на поэтапную их реализацию, планы, в которых наглядная агитация превратилась бы из отдельных пятен в целостную сложную художественную систему в масштабе всего города или магистрали.

Перспективный план — это не только тематический план, но и план, определяющий художественную форму показа той или иной темы, что помогает избежать однообразия, усилить действенность.

Сейчас, когда создаются грандиозные промышленные комплексы и новые города, в которых будут жить и трудиться грядущие поколения советских людей, новой задачей является объединение средств монументально-декоративного оформления и средств наглядной агитации.

Оформление промышленного гиганта или нового города средствами монументального искусства всегда включает большие общественно-политические темы — пропаганду наших идеалов, перспективы нашего будущего. Таким образом, естественно назревает проблема объединения планов монументальной пропаганды с планами наглядной агитации. Создание совмещенных проектов открывает новые реальные возможности синтеза искусств, о котором много думают сегодня и художники, и архитекторы, и деятели культуры.

Вершина синтеза искусств всегда рождалась на основе больших идейных и пропагандистских задач. Это важно помнить и соответственно строить всю нашу художественно-пропагандистскую и агитационную работу. В современных условиях наглядная агитация может и должна стать решающим звеном такого синтеза искусств.

Специфика наглядной агитации — в ее образности, эмоциональной действенности, в ее молниеносной доходчивости. Художник должен знать, к кому обращена агитация — к строителям БАМа, студентам или лесорубам. Это, конечно, не снимает задачи создания универсальных форм наглядной агитации, обращенных ко всем категориям населения, но в конкретных случаях всегда необходимо учитывать состав аудитории.

Наглядная агитация требует отточенной мысли, краткой формулировки, образности языка. Одним из недостатков нашей наглядной агитации является многословие, желание сказать все. Отсюда изобилие текста, который далеко не всегда прочитывается теми, к кому он обращен. Совсем не оправдана установка в городе разнообразных щитов и стендов с большими текстами. Многословие изобразительного языка, тем более многословие текстов, противопоказано наглядной агитации. К сожалению, не всегда это учитывается.

Решающее условие устранения этого недостатка — обучение кадров, воспитание у них умения агитировать ярким художественным образом и точным словом. Необходимо систематически проводить семинары, на которых социологи, психологи, искусствоведы, писатели, художники, партийные работники сообщали бы о всех аспектах этой сложной работы.

Агитационно-массовое оформительское искусство играло и играет огромную роль в формировании нашей художественной культуры. Когда художники в первые годы революции были вовлечены в агитмассовую оформительскую работу, они неизбежно исходили в своей деятельности из требований к искусству революции — быть партийным, доходчивым, действенным, помогать строить новую, социалистическую культуру.

Идейно-пропагандистские и художественные традиции оформительского искусства революционных лет, подхваченные в годы первых пятилеток и развитые в дни Отечественной войны, обогащенные всеми достижениями науки и техники, и сейчас призваны активно участвовать в мобилизации масс на успешное осуществление задач коммунистического строительства.

Стр. 160-166.
Наглядная агитация:
Сб. статей — М.: Плакат, 1976


1 Воспоминания о В. И. Ленине. М., «Молодая гвардия», 1955. с. 118.

 
<< другие пособия по истории агитации


   Яндекс цитирования       Rambler's Top100