КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА

Плакат в известном нам виде появился сравнительно недавно, хотя еще в древнем Риме или Греции их использовали в качестве афиш, для приглашения зрителей на спектакли.

Сначала история плаката развивалась медленно и неспеша. Скрытый потенциал плаката начал раскрываться в самом конце XVIII века, когда Алоиз Зенефельдер разработал способ печати, при которой изображения могли тиражироваться и позволяющий печатать крупные картинки. Несколько революционных изобретений позволили, наконец, в конце XIX века отказаться от монохромных черно-белых изображений и перейти на полноцветную печать.

С самого начала был ясен рекламный потенциал плаката. Талантливые художники оформляли плакаты в соответствии с популярными художественными трендами своего времени. Рекламные плакаты в стиле модерн сразу были признаны художественным достоянием. Приглушенные цвета, вычурные линии флоры, переменчивые линии… все это характерно для плакатов модерна.

Одновременно с развитием изобразительных средств плаката были сформулированы и основные принципы изображения на нем. Плакат, идея изображения должны быть понятны даже при мимолетном взгляде и хорошо различимы на расстоянии, следовательно, текстовое сообщение должно быть максимально броским и побудительным, а изображение контрастным и привлекающим внимание.

До конца XIX века для российского плаката использовался «неорусский стиль», называемый также традиционализмом. Традиционное русское искусство использовалось для рекламы чего-то чуждого для россиян, пыталось вписать чужеродные элементы в национальный быт. Мода на модерн попала в Российскую Империю в начале XX века и был «переработан» местными художниками: использовались лишь отдельные элементы, а цвета использовались более яркие.

После Октябрьской революции стиль модерн использовался и на плакатах, посвященных гражданской войне, художники творчески перерабатывали традиции русского лубка и прочего народного творчества. Вызову нового времени вполне отвечал новый стиль пролетарского искусства — конструктивизм.

послереволюционный плакат

Дизайнеры стали использовать новые шрифты, композиции из геометрических фигур, ввели новые цвета… Все это показывало гражданам нового государства, что жизнь вокруг кардинальным образом изменилась.

Как и следовало ожидать, первые конструктивистские плакаты появились в области рекламы, но уже к 1925 году пошла волна плакатов новой формации и для политики с агитацией. Впрочем, в новоявленном СССР и реклама всегда носила агитационный характер, не забывая упомянуть руководящую роль партии. Вообще, для дореволюционной России агитационный, да еще и политический плакат были совершенно не характерны. Естественно, что такое внезапное обилие политической рекламы просто-таки взорвало народные массы. Доходчивости рисунков оказывается критически важна для малограмотного населения.

Новое пролетарское искусство привлекло к себе внимание, художники не просто выполняют социальный заказ, но и творчески подходят к его интерпретации.

В 1919-1921 годах выходит серия плакатов «Окра сатиры РОСТА». Выполненные на злобу дня с яркими иллюстрациями в традициях лубка и остроумными подписями, они неизменно привлекают к себе внимание и быстро приобретают славу эталонных. Со временем использование трафаретов позволило размножать плакаты и рассылать их по городам.

Одним из самых известных новаторов плакатного искусства оказался поэт В.В.Маяковский. Знания, полученные им в Училище живописи, пусть и не законченном, пригодились именно для создания плакатов. Но, конечно, он не столько рисовал, сколько создавал подписи под своими и чужими изображениями. Вспомнить хотя бы его слоган «Нигде кроме, как в Моссельпроме». А уж сколько он написал стихов и вычурными рифмами и содержанием!

«Для меня это работа огромного значения. Работа, очищавшая наш язык от поэтической шелухи на темах, не допускавших многословия», — писал Маяковский.

Кроме того, Маяковский заботился о сохранности архивов, критиковал потерю богатого наследия «Окон сатиры РОСТА».

Еще хотелось бы упомянуть совместное творчество художника Денни и поэта Демьяна Бедного. Каждый из них мог выступить инициатором новой работы, предлагая коллеги дополнить свой рисунок подписью или наоборот.

Но уже в 1928-1932 годах в плакатах фактически эксперименты с новыми формами композиция геометрических блоков и форм были закончены. Активную роль приобретает фотомонтаж, его активно используют для демонстрации населению текущего положения дел. Ну а лозунг… лозунг оказывается смещенным в самый низ, да и шрифт его уже не столь революционен.

Начало индустриализации 1920-30 годов обеспечило спрос еще на один новый вид плакатов — плакаты, посвященные технике безопасности на производстве и стройках.

При просмотре советских плакатов видна еще одна интересная особенность — при изображении человека, художники редко изображали его с улыбкой, даже если речь идет о плакате рекламном. В прочем, для последних людей изображали все-таки в приятных ситуациях. Заулыбалась реклама только в 1960-70 годах.

советский влоенный плакат

В Великую Отечественную войну на первый план вышли военные плакаты. Обращались они как к солдатам, так и гражданскому населению. Использовались фотографии, карикатуры, рисунки. Тематически все они объединялись призывами отдать все для достижения победы, искать шпионов. Часто бойцы имели вполне определенные прототипы, а враг изображался карикатурно-уродливым. Лучшие плакаты массово тиражировались. Появились и продолжатели дела «Окон РОСТА» — плакаты «Окна ТАСС» — малотиражные издания, изготовленные вручную, с изображением самых последних событий.

Со временем производство плакатов все увеличивается, к политическим и производственным добавляются плакаты театральные, просветительские... В конце-концов, в 1974 году было принято решение об учреждении специализированного издательства «Плакат», перед которым поставили задачу повысить уровень полиграфии и художественной ценности.

Изготовление плакатов становится все более профессиональным, начинают проводиться специальные конкурсы, а уполномоченные ведомства выпускают нормативные документы.

Вспоминаеют немного и творчество Маяковского, плакаты с явно современными рисунками изображаюся на календариках «На работе волосы прячьте лучше», «Месим руками сталь, а не тесто», «Туши окурок, чтоб сразу потух».

В наше время плакат фактически используется в качестве киноафиш и для приглашения на выборы, для информирования о средствах профилактики заболеваний в больницах и на производстве.

<< другие пособия по истории агитации


   Яндекс цитирования       Rambler's Top100