ВОПРОСЫ КОМПОЗИЦИИ В
АГИТАЦИОННО-ОФОРМИТЕЛЬСКОМ ИСКУССТВЕ

Глава 2. Композиция плоскости

СТРУКТУРА АГИТАЦИОННО-ОФОРМИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛОСКОСТИ

Плоскость как один из главных структурных элементов художественного решения сама по себе, без каких бы то ни было изобразительных элементов, является художественной формой.

Плоскость обладает самыми различными эмоционально-образными свойствами: пропорциональностью (квадрат, прямоугольник), статикой и динамикой, цветом, фактурой и т. п.

Любая плоскостная композиция (изображение) своей композиционной схемой, распределением тональных или цветовых пятен, формальным контуром привносит в плоскость то или иное ее членение.

Линейное членение плоскости является дальнейшим развитием и организацией ее художественно-образных качеств. Этот момент в композиции плоской поверхности особенно важен с точки зрения соответствия формального образного строя плоскости содержанию, смыслу композиции.

Рассмотрим некоторые формально-художественные моменты организации плоской поверхности.
    — Поверхность может быть расчленена на различное количество равных частей. Такое членение зрительно меняет масштабность плоскости. Большая расчлененность производит впечатление большого масштаба.
    — Плоскость как таковая может быть подчеркнута членением ее одинаковыми горизонтальными или вертикальными линиями, расположенными равномерно.
    — Аналогичное членение линиями различной толщины приводит к зрительному «разрушению» плоской поверхности, делает ее разнородной, вызывает ощущение глубины.

Неравномерная ритмика в членении плоскости одинаковыми по зрительной весомости рядами «деформирует» плоскую поверхность, создает впечатление криволинейности. Аналогичное ощущение (искажение линии) может быть вызвано линейным контуром.

Обладая пространственными свойствами, линия может быть использована как средство передачи пространства на плоской поверхности. Так, несколько плоскостных фигур, обведенных контуром разной толщины, воспринимаются лежащими в разных плоскостях. Более плотный толстый контур определяет передний план, и, соответственно, тонкий слабый контур — задний.

В передаче пространственных качеств плоской поверхности используют и другие приемы:
    — расположение структурных элементов друг над другом (верхние элементы ассоциативно воспринимаются как более дальние);
    — наложение одной фигуры на другую;
    — постепенное уменьшение геометрически подобных друг другу структурных элементов.

Художественно-образные характеристики плоской поверхности в значительной степени обогащаются в случае применения других, наряду с линией, изобразительных средств, таких, как тон, цвет и т. д.

Масштабность плоскости, ее зрительный «вес» связаны и с характером распределения на ней светлых и темных тонов (цветов). Светлый тон выражает малую зрительную «весомость». Темный тон, наоборот, утяжеляет плоскость. Различное сочетание темных и светлых частей обусловливает различную зрительную характеристику одной и той же плоской поверхности.

Членение по горизонтали дает нейтральную «весомость» поверхности. Больший по площади и более темный по тону «верх» создает ощущение максимальной тяжести; больший по площади и более тяжелый по тону «низ» вызывает минимальный соответствующий эффект. Усиление тональности кверху производит впечатление «заземленности», статичности плоскости. Постепенное нарастание светлого тона увеличивает плоскость по вертикали, придает ей скрытую энергию движения вверх.
Зрительная масштабность плоскости Изменение качеств плоскости поверхности
Зрительная масштабность плоскости: большее членение производит впечатление большего масштаба Изменение качеств плоскости поверхности: равномерная шриховка подчеркивает плоскость, неравномерная — деформирует ее; криволинейный контур также деформирует плоскость

Тон, как и линия, служит средством создания таких качеств поверхности, как однородность и разнородность (плоскостность и глубинность). Равномерный тон поверхности выражает однородность, плоскостность. Линейно-тональное членение на основе нюансных или контрастных тональных различий дает разнородную структуру, зрительно деформирует поверхность, придает ей различные пространственные свойства (глубины, кривизны) и т. д.

Явление светлотного контраста лежит в основе приемов, изменяющих структуру плоской поверхности. Толщина и тон контура какой-либо фигуры значительно усиливают ее светлотные характеристики. Темные тона и светлые тона в различных сочетаниях активно меняют плоскостные характеристики поверхности.

Так, например, ослабление постепенного контраста фигуры к фону определяет степень глубины, передает пространство экспозиции. Контрастные насыщенные цветовые отношения характерны для первых планов, нюансные — для последующих, дальних.

Пространственные качества плоскости
Пространственные качества плоскости подчеркиваются контуром различной толщины, расположение предметов друг за другом, уменьшением подобных геометрических фигур

Плоская поверхность, равномерно окрашенная в один цвет, воспринимается, по аналогии с однотонной, единой, не деформированной. Темные, насыщенные цвета делают плоскость весомой, тяжелой. Наоборот, легкие, светлые, ненасыщенные цвета придают ей легкость и воздушность. Тяжелые цвета зрительно уменьшают плоскую поверхность, легкие — увеличивают.

Плоская поверхность «деформируется» в зависимости от окраски членящих ее элементов. Нюансные отношения дают слабо выраженные пространственные свойства, контрастные — обостряют их.

Основные композиционные схемы. Распределение на плоскости частей, связанных в единое целое — композицию, может быть самым различным. Вместе с тем беспредельные варианты компоновки разделяются на два вида — симметричную и асимметричную.

Симметричная компоновка считается наиболее простой и сводится порой к сугубо арифметическому расчету. Этот вид композиции создает впечатление неподвижности и в определенных формах наглядной агитации вызывает ощущение парадности и торжественности.

Асимметричная композиция представляет собой соподчиненную организацию частей, не обусловленную какими-либо жесткими нормативами. Асимметричная композиция всегда исполнена внутренней энергии, движения.

Выбор того или иного вида композиции зависит от многих факторов. Главными среди них являются содержание изобразительного материала, а также психологические особенности восприятия, причем эти два фактора выступают в теснейшем единстве.

В самом деле: основополагающие принципы наглядной агитации — активность, наступательность — сохраняют свою актуальность и для художественно-политического оформления, обусловливая асимметричность композиции как более динамичной, подвижной.

Принцип оперативности, требующий постоянного обновления агитационно-художественных средств, также определяет, как более желательную, асимметричную композицию, по сути безгранично вариативную.

Симметричная композиция более распространена в праздничном художественно-политическом оформлении городов и сел, в архитектуре, подчиненной, как правило, жестким законам симметрии.

Любая композиция схематична, то есть обладает, независимо от числа структурных элементов, зрительными осями, связывающими ее основные элементы. Соотношение таких осей создает линейную схему композиции.

Как правило, различные варианты композиционных решений в основе своей имеют схемы, в большей или меньшей мере приближающиеся по очертанию к линиям (прямая, кривая, горизонталь, вертикаль) или простейшим геометрическим фигурам — квадрату, треугольнику, кругу, овалу, и т. д. Существуют схемы, соединяющие в себе эти фигуры в том или ином сочетании.

Слова «композиция построена по кругу» нельзя понимать буквально. Данная композиционная схема означает, что основные элементы композиции подчинены в своем контуре линиям, напоминающим окружность или ее часть или приближающимся к ним.

Линейная схема во многом определяет эмоционально-образный строй композиции. Характер воздействия композиции, основанной на той или иной линейной схеме, определяется характером воздействия на нас простейших геометрических структур — линий и фигур, составляющих эту схему.

Композиция на основе одной или нескольких вертикалей динамична и одновременно величественна, торжественна.

Композиция, построенная по горизонтали, обладает слабо выраженными динамическими свойствами и чаще всего статична.

Диагональная композиция производит впечатление активного движения. Композиция по двум диагоналям активна, подвижна, а в случае пересечения диагоналей — статична. Статичной является и крестообразная композиция.

Композиция, построенная по квадрату и кругу, статична, торжественна. Овальная компоновка, напротив, динамична.

Заметим, что различные композиционные схемы, несмотря на определенный характер воздействия, не являются раз и навсегда заданными, бесспорными рецептами композиции. Важно указать также и на то, что они являются не основным, а всего лишь начальным, но существенным источником эмоционально-образного строя композиции. Главным в композиции каждого произведения агитационно-оформительского искусства является содержание. Оно-то и определяет в конечном итоге тот или иной психологический и эмоциональный эффект. Виды композиционных решений и основные композиционные схемы являются одним из существенных моментов в эмоциональном, образном строе произведения. К примеру, плакат художника В. Корецкого «Народ и партия едины» скомпонован симметрично. Симметрия здесь использована как наиболее эффективное средство для раскрытия содержания плаката. Четкий композиционный расчет, доведенная «до математической» равнозначность левой, правой и центральной частей плаката, компоновка изображений вокруг центральной его части — цифры «XXVI» — все это передает уверенность в правоте политики КПСС, нерушимом единстве партии и народа, создает ощущение гармонии и целостности произведения. Это впечатление усиливается конкретным текстом и характером изображений, выражающих главную тему плаката — уверенное и твердое движение советского народа под руководством Коммунистической партии по пути созидания и мирного труда.
Народ и партия едины!
Плакат художника В. Корецкого

На севе дорог каждый час
Плакат художника С. Волобуева

Плакат художника С. Волобуева «На севе дорог каждый час» — пример иного подхода, иного композиционного решения. Асимметричная компоновка, использование диагональной схемы — все это создает динамичность, определенное напряжение. Плакат, таким образом, побуждает, подталкивает к действию.

Следует уточнить, почему линейная композиционная схема является начальным, но существенным фактором эмоционально-образного строя.

Визуальная информация в большинстве сфер ее применения (политическая и рекламная, с использованием плаката, экспозиционное искусство) построена на привлечении непроизвольного внимания. Оно связано с первичной ориентировкой в окружающей среде, направлено прежде всего на фиксацию формальных характеристик источников информации независимо от их содержания. К таким характеристикам относят величину объектов, особенности их расположения в пространстве и по отношению друг к другу, их цвет, форму, количество и т. д. Формальные характеристики объекта и являются в силу ассоциативности нашего восприятия начальным элементом в образной структуре композиции.

Зрительный вес плоской поверхности
Зрительный «вес» плоской поверхности: минимальный (низ), нейтральный и максимальный (верх)

Композиционные схемы являются не только первичным звеном в образной структуре композиции. Они служат своеобразным средством визуальной «драматургии», управляя вниманием зрителя в соответствии с развитием содержания информации.

Так, отдельные специальные исследования по организации зрительного восприятия дали интересные выводы1. Вот некоторые из них:
    — внимание наблюдателя концентрируется в тех местах изображения, где происходит взаимодействие элементов;
    — направление движения взгляда наблюдателя обычно совпадает с направлением движения элементов;
    — эффективным способом акцентирования внимания наблюдателя на определенном элементе является выделение этого элемента (по какому-либо различительному признаку) среди других элементов;
    — простые геометрические правильные формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются, чем сложные неправильные формы.

Приведенные выводы убедительно показывают важнейшую роль композиционных схем в организации внимания. Заметим, что последний вывод свидетельствует со всей очевидностью в пользу простых композиционных схем изобразительной агитации, так как внимание к усложненным фигурам основано на целевой установке (предварительно обусловленной необходимости). Эта мысль четко выражена в передовой статье газеты «Правда»; «Она (наглядная агитация — Прим. ред.) должна отличаться слитностью формы и содержания, единством идейной, смысловой задачи и ее образного выражения. Все, что непонятно с первого взгляда, что требует дополнительных объяснений, неприемлемо для агитационно-художественного оформления»2.

Компоновка из одного элемента
Компоновка из одного элемента. Расположение элемента по геометрическому центру плоскости нежелательно

Приемы компоновки плоскости. Как уже отмечалось, наиболее простым средством организации отдельных элементов в целое является симметричная компоновка. Симметрия требует наличия осей, равных интервалов между изображениями, их повтора.

Сложнее и интереснее асимметричная композиция. Остановимся на некоторых, наиболее типичных способах компоновки, основанных на принципе асимметрии.

Композиция из одного изобразительного элемента. Элемент, как правило, сдвинут влево или вправо, а также вверх или вниз относительно геометрического центра. Степень удаленности от центра определяет степень динамичности композиции. Положение элемента на центральной горизонтальной оси (вне зависимости от удаления влево или вправо от центра) обусловливает «падение» этого элемента. Относительное равновесие достигается положением пятна на оптической оси, которая всегда несколько выше геометрической.

Композиция из двух изобразительных элементов. Если размеры элементов одинаковы, симметричная компоновка является наиболее простой и вполне удовлетворительной, особенно в декоративных, не несущих какого-либо содержания мотивах.

Компоновка из двух элементов
Компоновка из двух элементов. Элементы «стягивают», главный из них выделяют тоном, цветом, выводом на ближний план

Смысловое главенство одного из элементов — данный случай наиболее распространен в художественно-политических установках — требует соподчиненной компоновки. Главенствующая роль этого элемента может быть акцентирована цветом, тоном, зрительным увеличением его размеров за счет декоративных пятен и т. д.

Композиция из двух неравных элементов требует прежде всего логически обоснованного расположения на плоскости главного из них. Выбор места расположения определяет степень статичности или динамичности, которая, в свою очередь, определяется содержанием материалов.

Два разных по величине пятна в большинстве случаев компонуются путем наложения друг на друга или сопоставления. При наложении пятен главное по содержанию пятно располагается на первом плане. В случае его малых размеров оно может быть подчеркнуто всеми доступными изобразительными средствами — цветом, тоном, контрастом и т. д. Сопоставление пятен может быть контрастным и нюансным — в зависимости от содержания. Нюансное сопоставление требует зрительного сближения пятен, контрастное — удаления. В обоих случаях равновесие достигается за счет пропорционального распределения тональных и цветовых характеристик пятен, а также за счет организующей роли фона. Меньшее пятно, как правило, «сильнее» (более яркий цвет, насыщенный тон). Расположение пятен нередко определяется зрительным равновесием, устойчивостью участков фона вокруг этих пятен.

Композиция из трех изобразительных элементов дает практически неограниченное число вариантов компоновки. Выделять и подробно анализировать отдельные из них означало бы встать на путь «рецептов», несовместимых с искусством. Главное здесь — определение смыслового значения элементов по отношению друг к другу и акцентировка их в соответствии с этим значением различными выразительными средствами — цветом, тоном, фактурой и т. д.

Компоновка из трех и более элементов
Компоновка из трех и более элементов. Элементы «стягивают», главный из них выделяют тоном, цветом, выводом на ближний план. Второстепенные элементы формируют в блоки

Композиция из четырех и более изобразительных элементов — наиболее сложный вид композиции. Как и в предыдущем случае, рецептов компоновки здесь быть не может. В практике дает хорошие результаты прием группировки отдельных элементов в более крупные пятна с последующим выделением их в зависимости от значимости материала.

Говоря о наиболее общих приемах компоновки, следует подчеркнуть общее, характерное в них. Суть каждой компоновки — создание наиболее благоприятных условий для зрительного выделения главного в композиции. Это возможно за счет увеличения различительных признаков элементов на основе контрастных и нюансных сопоставлений. Как правило, выделение знака или элемента, несущего основополагающую для данного материала информацию, осуществляется за счет контрастного сочетания самого знака и поля, на котором он расположен.

Создание условий для зрительного выделения главного часто основано на учете физиологических закономерностей восприятия. Так, например, в зрительном восприятии существует тенденция движения глаз слева направо. В связи с этим акцентировка главных по содержанию элементов достигается за счет расположения их поперек этого движения.

ШРИФТОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Шрифт является неотъемлемой, основной частью лозунгов, призывов, транспарантов, плакатов.

Во всех этих формах наглядной агитации шрифт выступает в качестве компонента шрифтовой композиции, или шрифтового плаката.

Шрифтовой плакат — это художественно оформленный текст, выражающий четко и сжато сформулированное обращение, идею или несущий какую-либо информацию.

Что же прежде всего необходимо учитывать в работе над шрифтовой композицией?

Декоративное начало, заложенное в любом шрифте (рисунок букв, их форма, характер), является сильнейшим средством эмоциональной окраски содержания текста. Поэтому выбор наиболее целесообразной формы шрифта, которая отвечала бы содержанию текстового плаката, — дело первостепенное. Достаточно представить плакат «Да здравствует 1 Мая!», написанный старорусским уставом, чтобы понять, насколько это было бы неуместно.
Шрифт как мощное эмоционально-образное средство
Плакат художника Н. Чарухина
Шрифт использован как мощное эмоционально-образное средство

В работе над плакатом важен учет физиологических моментов восприятия его зрителем. Край листа бумаги, планшета или панно, на котором создается плакат, и фон, на котором он экспонируется, являются, взятые вместе, сильным раздражителем (явление краевого контраста). В силу этого восприятие информации (текста, цифр), расположенной у краев листа, требует значительно большего усилия, чем прочтение информации, расположенной ближе к центру. Поэтому края плаката по всему его периметру должны являться чистой, нетронутой зоной. Соотношение полей и текста по величине также имеет немаловажное значение в эстетике плаката. В количественном плане это соотношение исключительно богато нюансами, но, как правило, ширина полей намного превосходит высоту букв. Кроме того, поля обычно оставляют неодинаковыми: самое широкое — нижнее, немного уже — боковые, и самое узкое — верхнее.

Практически все разновидности шрифтовых композиций сводятся к двум схемам: симметричной и асимметричной.
Шрифт как основной образно-смысловой элемент композиции
Плакат художника Е. Абергуса
Шрифт как основной образно-смысловой элемент композиции.
Яркий, четкий, крупный шрифт зримо выражает идею плаката

В первом случае части текста, зеркально расположенные справа и слева от вертикальной оси симметрии, равны друг другу, имеют одинаковую зрительную тяжесть, и поэтому вся шрифтовая композиция производит впечатление уравновешенности, устойчивости, неподвижности.

Во втором случае равновесие построено за счет соразмерности отличающихся друг от друга графических элементов, не связанных осями симметрии. Асимметричная композиция оставляет более живое, подвижное впечатление.

Симметричную схему композиции чаще всего применяют в текстах торжественного, спокойного и информационного характера. Ее используют и тогда, когда будущие условия размещения текстового плаката неизвестны (например, в экспозиции передвижных выставок), так как симметричная композиция имеет большие возможности гармоничного сочетания с окружающей обстановкой. Асимметричной схеме шрифтовой композиции отдается предпочтение в текстах динамичного, призывного содержания.

Важный и ответственный момент в работе над шрифтовым плакатом — смысловая акцентировка текста при его построчной разбивке. Любой текст состоит из отдельных смысловых блоков. Слова, входящие в смысловой блок, не должны быть разорваны. Это неминуемо приведет к трудностям в прочтении текста, что недопустимо в оперативных формах наглядной агитации. Шрифтовая композиция в лозунге, призыве должна восприниматься мгновенно.
Шрифт образно и логически выражает идею композиции Шрифт - главный элемент композиции
Плакат художника В. Ежкова
Шрифт образно и логически выражает идею композиции
Плакат художника Э. Тер-Аракелян
Шрифт — главный элемент композиции

В работе над шрифтовым плакатом художник-оформитель, как правило, не использует множества различных шрифтовых гарнитур. Погоня за разнообразными начертаниями каждого слова, режущая глаз пестрота, отсутствие стилевого единства в построении надписи затрудняют ее восприятие. В шрифтовой композиции желательно использовать не более двух шрифтов сразу, при этом шрифты должны быть близки по стилю.

Цветовое решение шрифтовой композиции также должно быть продуманным, строгим — не более двух-трех цветов. В качестве критерия удачного решения композиции можно назвать следующие факторы:
    — цвет шрифта и цвет фона обеспечивают четкое и удобное восприятие текста;
    — общее цветовое решение способствует эмоциональному выражению и раскрытию темы экспозиции;
    — цветовое решение сгармонировано с экспозицией.
Шрифт - главное изобразительное средство стенда
Фрагмент выставочного стенда
Шрифт — главное (наряду с цветом) изобразительное средство стенда

Шрифтовая композиция - главный, обобщенный символ стенда
Фрагмент стенда
Шрифтовая композиция — слова Л. И. Брежнева о новой Конституции СССР — главный,
обобщенный символ стенда

Отдельные рекомендации по цветовому решению шрифтовой композиции таковы:
    Наилучшее для восприятия решение — тонально-контрастное: светлое на темном, темное на светлом.
    В случае использования контрастных цветов важно, чтобы их количество не было одинаковым.
    Одного цвета из пары контрастных должно быть больше.
    Интенсивные цвета используются в меньшем количестве по сравнению с цветами более спокойными.

В выборе цветовой гаммы шрифтового плаката немалую роль играет и характер его освещенности. Дневное и искусственное освещение имеют различный спектральный состав и по-разному воздействуют на отдельные цвета, усиливая или ослабляя их звучание. Учет этого оптического явления необходим.

Используемый в качестве вспомогательного, информативный текст оформляется в виде различного рода указателей, пояснительных надписей и т. д.

В работе над справочно-вспомогательным шрифтовым материалом следует исходить прежде всего из удобства его восприятия.

Вспомогательный текст должен быть хорошо освещен.

Текст следует располагать так, чтобы сразу несколько зрителей могли прочесть его, не мешая друг другу.

Относительно самостоятельные тексты, указатели должны быть подняты над потоком зрителей. Надписи выше или ниже уровня глаз желательно располагать на плоскостях, перпендикулярных лучу зрения, то есть наклонных. Это значительно облегчает восприятие.

Шрифт, используемый со вспомогательной целью, желательно унифицировать. С целью унификации надписей можно использовать отпечатанные на машинке и увеличенные фотоспособом тексты. Кроме этого, в практике художников-оформителей широко применяются трафареты, дающие чистый, четкий графический рисунок, используются переводные шрифты (летросет). Буквы, наклеенные на прозрачную пленку, переводятся на рабочую поверхность легким прижиманием пленки. Имеется опыт использования множительной техники: ротапринт, фотопечать и т. д.
Плакат художника Л. Тарасовой
Плакат художника Л. Тарасовой

ПЛАКАТ

Плакат, посвященный советской пионерии
Плакат художника М. Гетмана,
посвященный советской пионерии

Назначение политического плаката — призывать и убеждать, а потому он должен быть предельно ясным, кратким и броским. Чтобы смотреть художественные полотна, люди идут на выставки и в музеи, где проводят многие часы, внимательно и вдумчиво рассматривая произведения искусства. Плакаты же сами должны находить своего зрителя, как бы захватывать его врасплох, останавливать его внимание и мгновенно внушать ему ту или иную мысль посредством художественного образа. Отсюда его особые, специфические черты. Ту или иную идею плакат должен подать сконцентрированно, ударно. В романе могут быть сотни страниц, в фильме — тысячи кадров, на живописном полотне — десятки фигур и предметов. А плакат — это всего один лист (или 2 — 3 листа, слитые воедино), который буквально в мгновение должен убедительно сказать зрителю многое. Поэтому плакату свойственны активность формы, предельная эмоциональность, лаконичность, заостренность образа. Отсюда — условность композиционного и цветового решения. Сюда нельзя механически перенести приемы живописи. Плакат требует применения своих условных приемов — крайнего обобщения рисунка, подчеркивания отдельных деталей или, наоборот, пренебрежения ими. В плакате допустимо совмещение в одном изображении различных масштабов или действий, происходящих в разное время. Здесь используются метафоричность, яркая символика, неожиданные ракурсы, «ненатуральные» цвета в изображении предметов и т. п.

Именно этот вид изобразительного искусства в наиболее полной мере выражает специфику наглядной агитации, ее актуальность, острую, открытую политическую направленность, яркую призывность. Хороший пример тому — плакат А. Апсита «Грудью на защиту Петрограда». На переднем плане — три бойца революции. Масса народа показана условно, но мы чувствуем ее силу. Художник убрал все лишнее, сосредоточив главное внимание на призыве спасти социалистическую революцию. Плакат активен, резок, его целенаправленное влияние на зрителя бесспорно.
Грудью на защиту Петрограда
Плакат художника А. Апсита
«Грудью на защиту Петрограда»

Сегодняшний плакат — это трибун, борец. Очень верно, на наш взгляд, пишет об этом В. Корецкий: «По самой сущности своей он (плакат. — Прим. авт.) призван звать советских людей на труд и подвиг... В наше время плакат стал не только коллективным агитатором и пропагандистом, но и организатором. Сегодня, отражая в художественно-реалистическом образе великий смысл социалистического соревнования, политический плакат вдохновляет миллионы трудящихся страны на борьбу за выполнение исторических решений партии»3.

Изображение и фон. В работе над шрифтовой композицией и плакатом важно учитывать некоторые закономерности соотношения изображения и фона.

Так, например, подмечено, что в некоторых случаях одно и то же пятно можно в зависимости от направленности внимания видеть выступающим или отступающим, иными словами, изображение и фон могут быть попеременно друг другом.
Фигура и фон.
Фигура и фон. На первом изображении можно увидеть два лица либо вазу. На втором — внутребуквенные просветы, воспринимаясь фигурами, мешают чтению текста

На рисунке изображена белая ваза. При желании, однако, на этом рисунке можно увидеть изображение двух лиц. При этом цвет фигур либо предметен, фактурен, либо воздушен и нейтрален.

Подобные примеры можно найти и в области шрифтовых работ. На рисунке дана часть слова. Малые промежутки между буквами при большой длине засечек приводят к тому, что мы воспринимаем эти промежутки как фигуру. Текст, по существу, не прочитывается.

Такого рода искажения, нечеткое отделение фигур от фона являются серьезным недостатком композиции, особенно в наглядной агитации, где агитационный эффект основан на мгновенном прочтении и ясности содержания. Путаница между фигурой и фоном может быть дезориентационным моментом, разрушающим этот контакт.

Во избежание подобных случаев художнику следует помнить о некоторых закономерностях;
    — как правило, фигурами воспринимаются меньшие поверхности, а большие — фоном;
    — поверхности, несущие «выступающий», насыщенный цвет, воспринимаются как фигуры;
    — поверхности, окрашенные ненасыщенным, «отступающим» цветом, мы склонны воспринимать в качестве фона.
Монументальный витраж
Монументальный витраж «Профсоюзы — школа коммунизма»
Многоплановость раскрытия темы характерная для произведений монументального искусства

В связи с выступающими и отступающими свойствами цветов следует указать на одну важную, наиболее общую закономерность. Поверхности, окрашенные в светлые, насыщенные, теплые цвета, выступают вперед. Поверхности, несущие темные, ненасыщенные, холодные цвета, отступают назад. Зная это, художник сможет, в зависимости от поставленной задачи, создавать пространственные композиции при общем плоскостном характере изображений. Разрушение экспозиционной плоскости приводит к нежелательным зрительным и эмоциональным эффектам.

Цветовое соотношение фигуры (изображения) и фона является очень серьезным моментом работы над композицией в наглядной агитации.

Объект Фон
зеленый черный
черный желтый
красный белый
синий белый
черный белый
белый синий

Изображение воспринимается тем более четким, чем более оно отличается по цветовому тону от фона. Но все же решающим фактором здесь выступают светлотные характеристики. Фигура воспринимается четкой и ясной, когда она отличается от фона не только по цвету, но и прежде всего по степени светлоты. Опыт отдельных исследований4 показывает следующие соотношения цветов, дающие хорошую различимость объекта (степень различимости дана в убывающем порядке).

Здесь уместно было бы сказать об особой роли нейтральных цветов (красок) — белого, серого и черного — в гармонизации плоскостной композиции. Данные цвета обладают способностью сочетаться практически со всеми цветами (красками). Это их свойство используется преимущественно в двух случаях. Во-первых, с целью смягчения контраста между двумя противоположными (контрастными) цветами. Здесь художник вводит нейтральный контур (серый, черный, белый), разделяющий контрастные цвета, либо соединяет нейтральные тона с контрастным, ослабляя их этим и добиваясь более спокойного звучания. Во-вторых, художник использует нейтральный цвет (особенно серый) в качестве цвета фона. Нейтральный фон всегда гармонизирует сочетание цветовых пятен, а это очень важно в том случае, если подбор красок (цветов) был недостаточно удачен или случаен.
Плакат художника Н. Бабина
Плакат художника Н. Бабина

9 мая 1945 г. Приведи в порядок свою планету
Плакат художника Е. Каждана
«9 мая 1945 г.»
Плакат художника Е. Каждана
«...Приведи в порядок свою планету»

ФОТО

Одним из ведущих средств современного экспозиционного искусства является фотография.

Изобразительные возможности фотографии универсальны. Фотография может передать все многообразие окружающей нас действительности, начиная от предметного окружения и кончая глубинами микро- и макромиров.

Фотография как искусство представляет собой художественное обобщение фактов. Соединяя в себе достоверность и убедительность документа с силой эмоционального, образного обобщения, фотография пробуждает интерес к вопросам науки, техники, культуры, искусства, политики.

Фотография в экспозиции обогащает возможности традиционных художественных средств (диаграмм, схем, различных символов). Условность, отвлеченность, абстрактность последних фотография дополняет живым рассказом о фактах, событиях их художественным обобщением.

Сила воздействия фотографии, ее убедительность состоят прежде всего в том, что она воспринимается как документальный, достоверный факт. Наряду с этим современные фотографические средства позволяют изображать факты пристрастно, целенаправленно, выбирая только то, что работает на тему экспозиции. При этом ощущение достоверности сохраняется, эффект присутствия непосредственно на месте события делает фотопроизведение исключительно действенным и наиболее популярным средством в оформлении установок и тематических выставок наглядной агитации.

Примером тому может служить фотомонтаж, нашедший самое широкое применение в выставочном искусстве; Композиционно объединяя изображения, сделанные в различное время, с различных точек, с различными композиционными схемами, фотомонтаж, убеждая своей фотографической достоверностью, представляет собой необычное, захватывающее, развивающееся во времени и пространстве зрелище.
В коммунистической бригаде с нами Ленин впереди!
Плакат художника В. Корецкого

Фотография, таким образом, часто используется в экспозиции в качестве главного эмоционально-образного средства. Это либо фотомонтаж, либо просто фотография больших размеров, либо фото- и диапозитивные панно. Современные экспозиции имеют опыт использования цветовых диапозитивных панно до 200 м и более. Использование громадных по размеру фотопанно создает атмосферу нового, необычного пространства, психологически активно воздействующего на зрителя и создающего условия для целенаправленного активного восприятия экспозиции.
Фотография использована в качестве главного эмоционально-образного средства
Плакат художника Б. Березовского
Фотография использована в качестве главного эмоционально-образного средства

Фотография в экспозиции очень часто используется и как дополнительное, усиливающее выразительность экспоната средство. Обычно это фотофон, зрительно дополняющий рассказ об экспонате. Создается впечатление, что действие развертывается более широко, чем это может охватить кадр, что оно продолжается и за его пределами. Снимок показывает только самую важную часть общего события, обращает внимание на главное — все это многократно усиливает эффект экспозиции, делает ее полной, исчерпывающей.
Фотофон усиливает убедительность плакатов
Фрагмент выставки. Фотофон усиливает убедительность плакатов

В выставках на общественно-политическую тематику все более утверждает себя фотографика — эффективный способ фотопечати с нивелировкой полутонов и доведением фотоотпечатка до иллюзии рисунка, выполненного в той или иной художественной технике (гравюра, литография и т. п.). Существенными преимуществами фоографики являются ее лаконизм, образность, воздействие которых усиливается характерной для фотографии достоверностью. Произведения фотографики в оригинальной, новой форме передают, отбрасывая лишнее, самое главное, самое существенное в произведении, способствуют эмоциональному усвоению информации.

В качестве художественного средства в изобразительной агитации используют и считаемую обычно недостатком фотографии зернистость отпечатка. Зернистость, доведенная путем большого увеличения до предела, становится необычным, оригинальным декором и выразительным средством оформления.

С помощью фототехники отработаны приемы получения плоскостных силуэтных изображений предметов без фотоаппарата. Положенный на лист бумаги и освещенный, предмет воспроизводится в виде характерного силуэтного рисунка. Такого рода фоторисунки вполне оправдывают себя как дополнение к экспонату либо как сами экспонаты (например, образцы растений).
Декоративная установка Фотофриз создает иллюзию рельефного изображения
Декоративная установка
Символическое изображение атома
Фотографика
Фрагмент выставочного зала
Фотофриз создает иллюзию рельефного изображения

Несколько советов о технике экспонирования фотографий.

Если фотография используется как образно-пространственное средство, размеры ее должны быть настолько большими, чтобы глаз был не в состоянии охватить всю ее мгновенно. Ощущение «бесконечности» фотопанно рождает иллюзию не только самой среды, но и присутствия а ней.

Фотография вспомогательного значения должна быть воспринята сразу, что определяет ее меньшие размеры по сравнению с фотопанно.

Фотография требует хорошего освещения. Экспозиционные фотографии лучше всего печатать на матовой (а не глянцевой) бумаге во избежание бликов, слепящих глаза и затрудняющих восприятие.

В.В. Быков
Вопросы композиции в агитационно-оформительском искусстве
М.: Плакат, 1983


1 Опыт экспериментального исследования восприятия несмысловых композиций. — Техническая эстетика, 1970, №8.

2 Правда, 1974, 2 марта.

3 Корецкий В. Б. Товарищ плакат. М.:Плакат, 1981, с. 60

4 См.: Кисин Б. М. Графическое оформление книги. Л.: Гизлегпром, 1946

 
<< другие пособия по истории агитации


   Яндекс цитирования       Rambler's Top100