ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИЕ МАСТЕРСКИЕ

В. Кудряков,
начальник Управления клубных учреждений
Министерства культуры РСФСР

Средства изобразительной пропаганды и агитации промышленных предприятий и строек, колхозов и совхозов активно поддерживают и широко распространяют все новое, передовое и перспективное, что ежедневно рождается в трудовых коллективах, решительно борются с тем, что мешает нашему движению вперед. Но, как показывает опыт, более успешно решаются эти задачи там, где партийные органы проявляют повседневную заботу о повышении идейного уровня и художественного исполнения плакатов и призывов, стендов и панно, «Молний», «Боевых листков», «Тревог», «Колючек» и т. д. Скажем прямо, еще недавно в сельской местности, где колхозные и совхозные самодеятельные художники были предоставлены самим себе и не получали должной квалифицированной помощи от мастеров изобразительного искусства, вопросы повышения художественного уровня средств наглядной агитации решались медленно, не так, как бы нам хотелось. Но с созданием художественно-оформительских мастерских при государственных культурно-просветительных учреждениях Российской Федерации стало возможным решить и эту важную проблему. Художественно-оформительские мастерские уверенно заняли свое место в общей системе учреждений и организаций, осуществляющих пропаганду и агитацию средствами изобразительного искусства, оказывают посильную помощь самодеятельным художникам в совершенствовании профессионального мастерства, привитии им необходимых навыков в работе с бумагой, клеем, кистью и пером. Художники мастерских доброкачественно и оперативно выполняют заказы колхозов и совхозов по созданию праздничного и повседневного оформления Домов культуры и сельских клубов, полевых станов и животноводческих комплексов.

Показательна характеристика дислокации наших художественно-оформительских мастерских: 80 процентов их, или четыре из каждых пяти, размещены в районных центрах, то есть в местах, которые наиболее близки к селу, к сельскохозяйственному производству. И здесь такая мастерская — это, по сути, единственная организация, которая вносит в наглядную агитацию художественное начало.

Художественно-оформительские мастерские, как правило, работают в тесном контакте с партийными организациями колхозов, совхозов, предприятий. Нередко совместно они разрабатывают планы праздничного, повседневного и специального оформления производственных участков, совхозных поселков, колхозных сел. Тематика плакатов, стендов, выставок, экранов социалистического соревнования, художественных панно, подсказанная партийными работниками, служит для художников мастерской отправным пунктом при воплощении запланированного в эскизы и пробные рисунки.

В разработке эскизов, естественно, активно участвуют местные журналисты и поэты, которые помогают находить ключ к художественному воплощению каждой конкретной темы, готовят к ним небольшие литературные текстовки, стихотворные строчки.

Разумеется, эскизы и литературный материал просматриваются и утверждаются партийными комитетами и руководителями хозяйств. Как показывает практика, без такого порядка художественно-оформительская мастерская просто не может работать.

Художественно-оформительские мастерские выполняют разнообразные виды работ по художественно-декоративному и праздничному оформлению районных центров. В Кировской области, например, насчитывается 31 такая мастерская (они действуют почти в каждом районе), в Калужской — 17, в Волгоградской и Свердловской — по 25, в Брянской и Рязанской — по 19. Подобный перечень можно было бы продолжить. Правда, в ряде областей художественно-оформительские мастерские широкого распространения пока не получили. Но таких областей становится все меньше и меньше. Сама жизнь настоятельно требует создания этих своеобразных центров культуры, в которых сосредоточены наиболее квалифицированные, подготовленные кадры художников, способные помочь колхозам и совхозам, их партийным руководителям сделать наглядную агитацию наступательной, оперативной и действенной.

Сейчас в Российской Федерации число художественно-оформительских мастерских на селе составляет солидную цифру — свыше тысячи двухсот. Положительный опыт их работы нашел одобрение в постановлении ЦК КПСС «О состоянии и мерах повышения роли наглядной агитации в коммунистическом воспитании трудящихся». Как было сказано, основное назначение мастерской — изготовлять образцы наглядной агитации, средствами и приемами оформительского искусства добиваться ее публицистичности, целенаправленного воздействия на зрителя. Нельзя не признать, что на этом пути коллективы художественно-оформительских мастерских кое-где встречают трудности. Едва ли не главная из них заключается в преодолении установившегося у ряда руководителей хозяйств отношения к наглядной агитации как к некоему шаблонному набору установок, включающему в себя доски Почета, стенды с обязательствами и Доски показателей. Безусловно, такого рода набор не отвечает задачам, которые жизнь каждодневно ставит перед наглядной агитацией. Отражать в запоминающихся зрительных образах и сравнениях то новое и прогрессивное, что появилось в жизни производственного коллектива, находить точные изобразительные решения, показывающие, как его конкретные задачи увязаны с задачами общегосударственными, наконец, мобилизовать людей на решение этих задач, не боясь новых форм, новых оригинальных решений, — вот те непременные условия, без которых действенность наглядной агитации вряд ли возможна. И в нынешней практике художественно-оформительских мастерских можно привести немало примеров именно такого действенного подхода к наглядной агитации. Так, мастерская при Тарусском районном Доме культуры Калужской области изготавливает колхозам и совхозам стенды «Передовики предлагают», «Взял обязательство — выполни», «День за днем», «Потерянные Минуты».

Уже сами эти названия свидетельствуют об активном обращении к зрителю, о стремлении вызвать его на размышления, призвать к активным действиям. Ну а что касается изобразительного решения — оно тоже привлекает актуальностью и новизной. Естественно, что такой подход требует от художника не только профессионального мастерства и вкуса, но и публицистичности мышления, основанного на прекрасном знании задач того производственного коллектива, для которого оформляет он наглядную агитацию, на знакомстве с происходящими в нем событиями. А это, в свою очередь, обязывает .художника поддерживать постоянный контакт с партийными организациями трудовых коллективов и его руководителями. Следует подчеркнуть: значение такого контакта не исчерпывается сбором материалов для стендов. Не менее важно воспитание художественного вкуса у зрителя. И здесь художнику никак не обойтись без наглядных пособий, в частности альбомов, где собраны эскизы и фотографии лучших работ мастерской, а также альбомов с образцами художественного оформления, выпускаемых издательством «Плакат» и другими центральными издательствами, которые учитывают современные требования, предъявляемые к наглядной агитации: конкретность, оперативность, действенность, ее наступательный, боевой характер.

Серьезную помощь художникам в росте профессионального мастерства оказывают выставки лучших образцов наглядной агитации. В двух селах Клинского района Московской области были организованы персональные выставки художников В. Макарова, В. Прасолова и В. Харламова из художественно-оформительской мастерской районного Дома культуры. Эта же мастерская ежегодно проводит в Клину выставки средств наглядной агитации и декоративно-прикладного искусства. Недавнюю выставку, проходившую под девизом «Цвети, наш край!», посетило более 10 тысяч человек.

Эти выставки свидетельствовали о высоком профессиональном уровне создателей изобразительной пропаганды и агитации, ее оперативности и злободневности. тесной связи с делами и заботами трудовых коллективов.

Такая пропаганда и агитация содействует выполнению важной задачи, о которой говорилось на июльском (1978 г.) Пленуме ЦК КПСС, — задачи соединения «сельскохозяйственного производства с культурой, понимаемой в самом широком смысле слова как культура труда, быта, человеческих отношений»1.

Одна из необходимых предпосылок успешной деятельности художественно-оформительской мастерской — планирование ее работы, от которого не в последнюю очередь зависит и качество продукции. Речь идет о таком планировании, которое учитывало бы, с одной стороны, реальные потребности населенных пунктов, колхозов, совхозов и предприятий в наглядной агитации, их художественном оформлении и, с другой стороны, творческие силы и средства, которыми располагает мастерская. И здесь хотелось бы обратиться к интересному, на наш взгляд, опыту Московской области, где художественно-оформительские мастерские практикуют так называемые открытые договоры.

Такие договоры позволяют организации или учреждению обеспечивать оперативность наглядной агитации, а мастерской дают возможность более точно планировать свою деятельность.

Еще более совершенная практика планирования введена в Домодедовском районе Подмосковья. Городской комитет КПСС ежегодно утверждает единый план комплексного политического и художественного оформления города и населенных пунктов. План составляется с учетом численности художников-оформителей, их квалификации, допустимого уровня оплаты их труда. В нем указываются место оформления, его тематика, дата исполнения, примерная стоимость заказа. В соответствии с этим планом старший художник мастерской заключает договоры с учреждениями, предприятиями, совхозами, колхозами и обеспечивает равномерную загрузку своих работников. Тем самым достигается ритмичность в производственном процессе, что самое главное, повышается качество выполняемых работ, их идейно-художественный уровень.

Творчески подходит к созданию наглядной агитации коллектив Тарусской художественно-оформительской мастерской Калужской области. Так, в совхозах «Лопатинский» и «Барятино» ее художники помогли партийному активу осуществить комплексное политическое и художественное оформление центральных площадей сел, клубов, административных зданий и других помещений. Следует подчеркнуть, что, как и в Домодедове, инициатива комплексного оформления принадлежит районному комитету партии. Надо ли доказывать, что только с его живой и непосредственной помощью можно обеспечить достаточно полное отражение в плане мастерской основных направлений развития наглядной агитации, которые учитывают исторические решения XXV съезда КПСС и последующих Пленумов ЦК партии, требования широкого показа участия трудового коллектива во всенародном социалистическом соревновании и осуществлении перспектив социально-культурного развития.

Хотелось бы добавить: организационная основа для такого сотрудничества в большинстве районов уже существует. Так, в Домодедовском районе Московской области старший художник художественно-оформительской мастерской при парке культуры и отдыха утвержден нештатным инструктором горкома партии и главным художником района. Во многих других райцентрах, где художественно-оформительская мастерская является единственным учреждением, вносящим в наглядную агитацию художественное начало, старший художник мастерской также наделен полномочиями главного художника района и входит в совет по наглядной агитации партийного комитета. Такой совет, кстати, нередко выполняет на практике и функцию художественного совета при отделе культуры, что дает ему дополнительные возможности влиять на деятельность художественно-оформительской мастерской.

Советы по наглядной агитации при партийных комитетах, художественные советы держат в поле своего постоянного внимания все основные аспекты производственного процесса в художественно-оформительских мастерских, осуществляют также контроль за тем, чтобы они выполняли работы только по установленному для них профилю (то есть в области наглядной агитации я временного художественного оформления), избегая непрофильных заказов; чтобы планы их соответствовали утвержденным для той или иной мастерской штатам и, следовательно, возможным для такого количества художников объемам работ. Планирование без учета этих обстоятельств приводит к перегрузке художников, особенно в предпраздничное время, к снижению идейно-художественного уровня создаваемых ими произведений, к нарушению финансовой дисциплины и норм охраны труда.

Говорить о какой-либо сложившейся системе методического руководства художественно-оформительскими мастерскими со стороны местных органов культуры еще, видимо, преждевременно, И тем не менее накопленный на местах опыт, существующая практика подсказывают нам интересные пути эффективного воздействия отделов. и управлений культуры на улучшение качества их деятельности. В Свердловске, к примеру, практическую помощь каждой художественно-оформительской мастерской оказывает созданная для этой цели при областном управлении культуры постоянно действующая комиссия, куда входят художники, инспектора и специалисты других профилей. За мастерскими закреплены в порядке шефства члены Союза художников РСФСР, и это, естественно, благотворно сказывается на творческом росте оформителей в райцентрах. Вообще местное отделение Союза художников выдвинуло и осуществляет в Свердловске немало полезных инициатив по оказанию помощи работникам художественно-оформительских мастерских. В частности, для них открыты консультационно-методические пункты при областном отделении Художественного фонда РСФСР и художественном училище. Для руководителей мастерских организуются ежегодные семинары.

Такого рода работу областное управление культуры совместно с областным отделением творческого союза ведет давно, и она приносит положительные результаты: идейно-художественный уровень наглядной агитации в городах и районах Свердловской области довольно высок.

В практике Калининградского областного управления культуры получили путевку в жизнь годовые отчеты художественно-оформительских мастерских на коллегии управления, организация в парке культуры и отдыха, в районных Домах культуры их отчетных выставок, в экспозицию которых включены эскизы, проекты и другие работы художников (вспомним, что аналогичные выставки устраивает и художественно-оформительская мастерская Клинского районного Дома культуры Подмосковья). Можно поучиться у калининградцев и опыту регулярного проведения смотров-конкурсов на лучшее оформление наглядной агитации в учреждениях культуры и других объектах. Участие в таких смотрах-конкурсах тоже является для работников мастерских хорошей школой.

В Чувашии художественно-оформительская мастерская при парке культуры и отдыха города Шумерля, укомплектованная квалифицированными художниками-специалистами, стала своеобразным головным предприятием такого типа в республике и оказывает действенную методическую помощь другим. В Кировской области таким методическим центром стала художественно-оформительская мастерская при Кирово-Чепецком районном Доме культуры.

На этот опыт следует обратить особое внимание. В связи с интенсивным расширением сети художественно-оформительских мастерских (она составляет сейчас, как уже говорилось, 1200 единиц, и если процесс развития ее будет продолжаться дальше столь же активно, то в недалеком будущем число мастерских превысит полторы тысячи) действующее положение о художественно-оформительской мастерской устанавливает, что в каждой области и автономной республике, в каждом крае целесообразно иметь базовую показательную мастерскую, которая могла бы, располагая специалистами высокой квалификации и опираясь на общественный художественный совет, выполнять функции методического центра. Обходиться без таких центров сегодня уже нельзя.

Разумеется, организацию методической помощи художественно-оформительским мастерским Министерство культуры РСФСР рассматривает как составную часть более общей задачи. Имеется в виду забота об обеспечении мастерских профессиональными кадрами, о постоянном повышении идейного уровня и творческого мастерства художников.

Существующее положение о художественно-оформительской мастерской при Доме культуры, парке культуры и отдыха системы Министерства культуры РСФСР предусматривает комплектование ее штата из художников, рабочих, выполняющих рекламно-оформительские работы, фотографов и подсобных рабочих. Понятно, что запевала в этом творческом коллективе, его «первая скрипка» — это, конечно, художник-оформитель.

Когда несколько лет назад в Управлении клубных учреждений Министерства культуры РСФСР рассматривались ходатайства об открытии художественно-оформительских мастерских (вопрос об открытии мастерской решается по согласованию с Министерством культуры РСФСР), то невольно приходили к выводу — местные органы культуры рассчитывают исключительно на художников-практиков. Нет никакой нужды подвергать сомнению право опытных и способных практиков трудиться в художественно-оформительской мастерской. Но работа художника в области наглядной агитации глубоко творческая, требующая большого объема специальных знаний, политической грамотности, изобретательности, культуры — иными словами, всего того, что способна, как правило, дать человеку лишь тщательная профессиональная подготовка. Постоянно помня о своей ответственности за идейно-эстетическое воспитание населения, функции которого выполняет наглядная агитация, мы считали необходимым настаивать на том, чтобы в мастерские приходили работать прежде всего художники, подготовленные профессионально, художники-специалисты.

Учитывая потребность в кадрах художников-оформителей, Министерство культуры РСФСР организовало их подготовку в художественных училищах и ежегодно расширяет контингент специалистов такого профиля. Обучаются они и на соответствующих отделениях училищ искусств. Пять лет назад наши учебные заведения выпустили 446 художников-оформителей, а сегодня 38 средних специальных учебных заведений готовят ежегодно их уже свыше 800. В принципе планируется дальнейшее развитие учебной сети, с тем чтобы через десять лет подготовка художников-оформителей со средним специальным образованием осуществлялась в каждой области и автономной республике, в каждом крае.

Нельзя, конечно, считать, что среднее специальное учебное заведение всегда выпускает идеального оформителя. Процесс его подготовки в стенах училища, увы, не лишен недостатков. Например, при анализе эскизов дипломных работ выпускников Саратовского художественного училища выяснилось, что педагоги ориентируют своих питомцев главным образом на декоративное оформление театра, цирка, магазина. Ни один из дипломных проектов не содержал разработки оформления красного уголка, предприятия, полевого стана, сельского районного центра. К труду в районной художественно-оформительской мастерской эти выпускники, таким образом, не были подготовлены.

Наряду с дипломированными специалистами право работать в художественно-оформительской мастерской имеют также опытные и способные художники-практики. Эта категория составляет пока еще немалый процент, особенно в тех мастерских, которые были созданы в шестидесятые годы. Люди эти находятся нередко в таком возрасте, который возможность обучения в специальных учебных заведениях исключает. Но это отнюдь не означает, разумеется, что необходимость серьезного и постоянного повышения квалификации вообще отпадает. И здесь я имею в виду не только семинары, организуемые в районе, не только поездки в базовую художественно-оформительскую мастерскую, не только посещение консультационных пунктов при местных отделениях Союза художников. В каждой области у нас действуют курсы повышения квалификации работников культуры они ежегодно собирают и художников-оформителей. Базируясь в областном центре, курсы имеют возможность привлекать к организации учебного процесса квалифицированных педагогов. Из других возможностей повышения своего профессионального уровня многие художники-практики охотно используют систему заочного народного университета искусств в Москве.

Заочный народный университет искусств Министерства культуры РСФСР — это уникальное, единственное в своем роде учебное заведение, где без отрыва от производства могут учиться все, независимо от профессии возраста, образования, места жительства. Один из самых популярных факультетов этого университета, действующего с 1934 года, — факультет изобразительного искусства. Получая индивидуальные задания, направляя свои работы на рецензию опытнейшим преподавателям, следуя советам и конкретным методическим указаниям последних, слушатели факультета проходят серьезную школу воспитания в себе мыслящего художника, развития своих творческих способностей.

Полторы тысячи человек ежегодно обучается на художественно-оформительском отделении факультета. Кроме заочной формы это отделение организует очно-заочные курсы художников-оформителей. Такие курсы действуют как филиалы университета. Выезжая на места, квалифицированные преподаватели проводят теоретические семинары по вопросам марксистско-ленинской эстетики и практические занятия. Свыше 1300 художников-оформителей закончили организованные университетом курсы в Кемерове и Пензе, Белгороде и многих подмосковных городах. Выставки работ слушателей очно-заочных курсов свидетельствуют о том, что они способны решать вопросы наглядной агитации и художественного оформления на уровне современных требований.

Около 4 тысяч художников трудится сейчас в наших художественно-оформительских мастерских. Цифра внушительная, но если поделить ее на общее количество мастерских, получится, что на каждую приходится немногим более трех художников в среднем. Заботясь об укреплении кадровой базы художественно-оформительских мастерских, Министерство культуры РСФСР вместе с тем придерживается мнения, что пока нет необходимости создавать художественно-оформительские мастерские буквально в каждом районе. Не позволяют этого сделать и немалые трудности с обеспечением мастерских качественными материалами для работы, предоставлением каждой из них удобного помещения. Подобные проблемы Министерство культуры РСФСР в одиночку решить не в состоянии, здесь необходимо заинтересованное участие Госплана РСФСР, местных партийных и советских органов.

На наш взгляд, правильным сейчас является создание межрайонных художественно-оформительских мастерских, в которых легче сосредоточить наибольшее количество художников и других специалистов, что повысит идейно-художественный уровень наглядной агитации. Видимо, нужно точно определить и зону действия каждой такой межрайонной мастерской. В этом плане показателен, думается, добрый пример художников города Вязьмы Смоленской области. Вяземская художественно-оформительская мастерская обслуживает помимо Вязьмы еще четыре сельских района, прилегающих к городу. Эти районы удалены от центра области и от других городов, художников со специальной подготовкой там нет, и, следовательно, открывать там художественно-оформительские мастерские смысла пока не имеет. А районы эти, понятно, в квалифицированно оформленной наглядной агитации испытывают нужду. Вяземская мастерская, располагающая штатом опытных специалистов, имеющая хорошую материальную базу (для нее построено помещение площадью свыше 300 квадратных метров), эти потребности способна удовлетворить полностью.

Опыт создания зональной мастерской в Вязьме мы будем распространять на другие области, и прежде всего на территорию Центральной России, где площадь районов, как правило, невелика, где есть удобный проезд от одного районного центра к другому.

Художественно-оформительские мастерские, создаваемые в системе Министерства культуры РСФСР, — это не самостоятельные учреждения, а подразделения парка культуры и отдыха. Дома культуры. И назначение такого подразделения видится нам не только в осуществлении заказов на оформление наглядной агитации. Коллектив художественно-оформительской мастерской призван вести широкую эстетическую пропаганду среди всех посетителей культурно-просветительного учреждения. Путей здесь, как показывает практика, немало. В Думиничском районе Калужской области работники художественно-оформительской мастерской выступают в районном Доме культуры с лекциями по изобразительному искусству, ведут изокружок для детей. Некоторые кружковцы избрали оформительское искусство в качестве своей профессии и поступили на соответствующее отделение художественного училища. Многим своим питомцам-членам детского изокружка помог подготовиться для поступления в художественное училище старший художник Петровской художественно-оформительской мастерской Саратовской области П. Ф. Власов. Выставки детского художественного творчества, семинары для взрослых художников-любителей регулярно проводит в течение долгого времени коллектив художественно-оформительской мастерской при Увинском районном Доме культуры Удмуртии.

В постановлении Центрального Комитета КПСС «О состоянии и мерах повышения роли наглядной агитации в коммунистическом воспитании трудящихся» обращено внимание на организацию на местах, в первую очередь в сельской местности, постоянной учебы под руководством опытных художников всех, кто причастен к оформительскому труду, квалифицированной помощи этим людям. Поэтому мы добиваемся, чтобы каждая мастерская была своеобразным консультативным пунктом для любого организатора наглядной агитации. И, поскольку в колхозе, в совхозе в роли такого организатора чаще всего приходится выступать клубному работнику, библиотекарю, сошлюсь на опыт Думиничской художественно-оформнтельской мастерской Калужской области. В районе действует народный университет работников культуры. Собираются культпросветчики на занятия ежемесячно на два дня, и ни одно занятие не обходится без выступлений на нем художников. Они знакомят клубных и библиотечных работников района с лучшими образцами средств наглядной агитации, обучают их Пользованию трафаретами. На стендах «Передовой опыт — каждому животноводу!» и «Шире размах социалистического соревнования!», изготовленных мастерской для красных уголков животноводческих ферм, культработники по мере надобности обновляют фактический материал, не разрушая небрежными записями единства оформления стенда.

Подобно Думиничской, многие художественно-оформительские мастерские при районных Домах культуры изготавливают в помощь работникам клубов и библиотек трафареты рисунков и шрифтов, обучают умению пользоваться этими трафаретами, чтобы своевременно и оперативно заполнялись показатели на стендах наглядной агитации, осуществлялась срочная и несложная оформительская работа.

Деятельность художественно-оформительской мастерской как составной части культурного комплекса района — это тоже существенный резерв улучшения качества наглядной агитации, повышения ее действенности: избегать повторения общеизвестных прописных истин, добиваться, чтобы каждое изобразительное решение содержало живую мысль и чувство.

Стр. 125-137.
Наглядная агитация:
Сб. статей — М.: Плакат, 1980.
Вып. 5


1 Брежнев Л. И. Ленинским курсом. Речи, приветствия, статьи, воспоминания, т. 7, с. 434.

 
<< другие пособия по истории агитации


   Яндекс цитирования       Rambler's Top100